Закупка при привлечении внештатных экспертов государственной экологической экспертизы по 44 ФЗ

Экспертиза по Закону № 44‑ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

Когда и как отказать в приемке

Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

С помощью экспертов или своими силами?

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

Экспертиза силами экспертной организации

Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  • образование,
  • стаж работы по специальности,
  • проведение определенного количества экспертиз,
  • знание законодательства в области промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Содержание контракта на экспертные услуги

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

В контракте рекомендуется указать:

  1. обязательные условия для включения в контракт;
  2. функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  3. условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  4. вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  5. срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  6. ответственность сторон;
  7. утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  8. рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.

Экспертиза своими силами

Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Акт приемки товара должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
  • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
  • документы и выводы экспертизы;
  • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.

Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Юридическая помощь

Заказать обратный звонок

Оставьте свой номер телефона и мы Вам перезвоним!
Звонок осуществляется в рабочие дни с 10:00 до 19:00

* — обязательно к заполнению

Ваша заявка на обратный звонок
отправлена!

Большое спасибо за обращение!

Наши специалисты перезвонят Вам в ближайшее время.
Звонок осуществляется в рабочие дни с 10:00 до 19:00

Наша фирма осуществляет хозяйственную деятельность (организация общественного питания, розничная торговля продуктами), используя для осуществления деятельности нежилое помещение в жилом многоквартирном доме.В результате осуществления деятельности образуются 2 вида опасных отходов: «ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак», «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», а также отходы 5 класса опасности. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами 1- IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности. Обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Ртутьсодержащие лампы по мере образования передаются специализированной лицензированной организации по договору: согласно поданной заявке приезжают представители организации, осуществляющей прием ртутьсодержащих ламп, происходит замена ламп и передача их в собственность указанной организации. Твердые бытовые отходы (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) и отходы 5 класса опасности) накапливаются на объектах накопления, расположенных на придомовой территории, принадлежащих управляющей многоквартирным домом организации и переходят в их собственность в соответствии с договором. Плата за негативное воздействие за размещение отходов на свалке осуществляется управляющей многоквартирным домом организацией. Таким образом, наша фирма не осуществляет деятельность по накоплению отходов и не имеет собственных или используемых на ином законном праве объектов накопления отходов. Деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов наша фирма не осуществляет. Учитывая изложенное, прошу разъяснить, необходимо ли нам иметь лицо (работника) с профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 – IV класса опасности.

Читайте также:  Вопросы, связанные с электронными площадками и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме по 44 ФЗ

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены следующие требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами 1 – IV класса опасности:
1. Лица, которые допущены к обращению с отходами 1 – IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 – IV класса опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1 – IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Приказом МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, которая была согласована с Министерством образования Российской Федерации.
Наряду с этим в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются, в том числе:

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами.

В то же время в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами лица, которые непосредственно допущены и осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 – IV класса опасности.

Задать вопрос эксперту

Оставьте свой номер телефона и вопрос.
Эксперт позвонит Вам в рабочее время с 10:00 до 19:00.

* — обязательно к заполнению

Ваш вопрос эксперту
отправлен!

Большое спасибо за обращение!

Наши специалисты перезвонят Вам в ближайшее время.
Звонок осуществляется в рабочие дни с 10:00 до 19:00

пр. Мира, д. 106, офисы 528-536, г. Москва, РФ

Экспертиза результатов исполнения контракта и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок”

Выполнение государственных контрактов всегда требует тщательного соблюдения его условий, а результат может быть принят только в том случае, если вся работа выполнена качественно, а итоговые результаты соответствуют заявленным требованиям, сформированным в самом тексте государственного контракта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понять, насколько качественным было выполнение того или иного контракта, нередко можно только путем проведения специальной экспертизы.

Случаи, когда нет необходимости экспертизы результатов исполнения контракта

В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере государственных закупок заказчик обязан проводить экспертизу результатов исполнения всех контрактов, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд независимо от того, в какой именно форме проводилась та или иная закупка. Однако разница в том, есть ли необходимость привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов или можно обойтись своими силами, зависит от того, о какой именно закупке идет речь (та или иная форма проведения закупки).

В том случае, если речь идет о закупочных процедурах, проводимых на основании пунктов 1-9 (посвященных закупкам у потенциальных исполнителей контрактов, определенных по приказам вышестоящих государственных органов или относящихся к естественным монополиям), 14-15 (о приобретении исключительных прав на результаты интеллектуального труда того или иного автора, а также на посещение культурных мероприятий, также являющихся объектом авторского права), 17-30 (об определении поставщика по итогам несостоявшихся процедур, определении исполнителя по договорам оказания услуг управления многоквартирными домами, а также охранных услуг, а также для удовлетворения нужд государственных органов, которые оказывают государственные услуги по управлению государством), 32-33, 36, 40-42, 44-48 (которые направлены на заключение контрактов на получение услуг для получения банковских гарантий, а также для закупки лекарственных препаратов и т. д.), проведение внешней экспертизы не является обязательным.

Кроме того, не потребуется проведение внешней или внутренней экспертизы в тех случаях, когда речь идет о таких моментах:

  • о закупке, проводимой для определения исполнителя по контракту на оказание экспертных услуг независимо от того, каким образом происходит закупка, а также кто выступает в качестве потенциального исполнителя по такому контракту – физическое или юридическое лицо;
  • проводится закупка, независимо от того, в какой форме, если объектом закупки выступает подготовка документации об объектах капитального строительства, а также направленная на проведение различных инженерных разработок и изысканий, если ранее уже такие работы проводились, и в настоящее время требуется повторное проведение таких исследований.

В остальных случаях проведение экспертизы потребуется, если речь идет о закупке, которая проведена в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Отказаться от проведения экспертизы заказчик вправе в том случае, если речь идет о невозможности выбрать других поставщиков, так как перечень потенциальных исполнителей ограничен, например, по причине существования исключительных прав.

Порядок и случаи обязательного проведения экспертизы

Действующее законодательство в области регулирования контрактной системы говорит о том, что заказчик обязан проводить экспертизу в тех случаях, когда он проводит закупку у единственного поставщика. Однако, как уже говорилось выше, не все случаи проведения такой закупки являются обязательными для привлечения экспертов, независимо от того, являются ли они внутренними, то есть входящими в штат заказчика, или внешними, то есть привлеченными в результате заключения соответствующего контракта или договора.

Правительству Российской Федерации дано право дополнительно устанавливать случаи, в которых заказчик обязан привлечь эксперта или экспертную организацию для оценки того, насколько качественно были выполнены требования подписанного ранее контракта.

Это обусловлено тем фактом, что как правило, суммы контрактов, которые подлежат заключению на основании проводимых электронных процедур, достаточно велики, и расходование бюджетных средств должно быть оправдано. Кроме того, именно такие процедуры направлены чаще всего на то, чтобы были удовлетворены в полном объеме срочные государственные нужды.

Для того чтобы экспертиза результатов исполнения была признана юридически значимой и могла быть использована для формирования итоговых приемочных документов, она должна проводиться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства в сфере закупок, а именно:

  • при проведении экспертизы привлекается лицо, которое имеет образование и опыт работы по той сфере, к которой относится предмет заключенного контракта и проводимой итоговой экспертизы;
  • для проверки образцы поставленного товара выбираются произвольно из всей партии поставленного товара, либо проверяется произвольно часть объекта, на котором выполнялись те или иные работы. В случае с оказанием услуг проводится комплексная проверка оказанных услуг путем использования различных тестовых методик;
  • на проведение внутренней экспертизы в зависимости от использованной процедуры дается от пятнадцати до тридцати дней, а для внешней экспертизы верхний срок увеличивается до сорока дней. Итоговый документ должен быть подготовлен не позднее крайнего срока, характерного для конкретной процедуры определения исполнителя.

Внутренняя экспертиза исполненного контракта

В соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» заказчик вправе самостоятельно выбирать, какого рода будет осуществляться экспертиза – внутренняя или внешняя – по результатам подписанного контракта. Возможность такого выбора обусловлена тем, что проведение внешней экспертизы представляет собой обязательное расходование бюджетных средств и дополнительное проведение закупки одним из возможных способов для определения той экспертной организации или физического лица, выступающего в качестве эксперта, кто предложит лучшие условия выполнения такого контракта.

Для внутренней экспертизы результатов исполнения того или иного контракта процедура проведения выглядит следующим образом:

  1. Заказчик обязан создать специальную экспертную комиссию из числа своих сотрудников, которая будет заниматься проведением экспертиз по всем заключенным контрактам. Численность такой комиссии должна быть не менее пяти человек. При этом при создании экспертной комиссии следует учитывать, что в ее состав не имеют права входить сотрудники, которые исполняли обязанности контрактного управляющего или входили в состав контрактной службы и были освобождены от своих должностей менее двух лет назад. Входить в экспертную комиссию должны лица, которые в силу своей должности или профессионального образования могут принимать решение о фактическом, техническом и другом соответствии поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг требованиям, которые заявлены в документации к проводимой закупке, а также в условиях контракта.
  2. При создании экспертной комиссии обязательно должно быть сформулировано положение о такой экспертной комиссии, в котором будут зафиксированы основные правила, которыми должны руководствоваться члены приемочной комиссии. Кроме того, в такое положение входят также правила, в соответствии с которыми проводится приемка исполненного контракта в зависимости от того, каков предмет контракта.
  3. Принятие результатов контракта и последующее проведение экспертизы для того, чтобы понять, можно ли принять результаты контракта с подписанием соответствующих актов приемки-передачи результатов контракта.
  4. Фиксация результатов проведенной экспертизы и подписание итоговых документов о результатах такой экспертизы (такие документы влияют на подписание окончательных актов приемки результатов исполнения контракта, а также на итоговую оплату выполненного контракта).

Все результаты такой экспертизы должны быть зафиксированы в специальном заключении, в котором указываются следующие данные:

  • информация о заключенном контракте;
  • дата проведения экспертизы;
  • предмет контракта и количество поставленного товара (объем выполненных работ или услуг, которые были оказаны);
  • лица, в присутствии которых проводилась выборка образцов для проведения экспертизы;
  • проведенные мероприятия для формирования итогового заключения;
  • собственно заключение (в случае отрицательного содержания такого заключения необходимо указать, по каким причинам принято решение об отрицательном решении по результатам исполнения контракта);
  • подпись эксперта или коллегии экспертов (в случае если мнение кого-либо из членов экспертной коллегии отличается от общего решения, оно должно быть зафиксировано отдельно и заверено подписью такого лица).

Проведение внешней экспертизы

Внешняя экспертиза бывает необходима в тех случаях, когда заказчик не в состоянии провести итоговые работы по оценке результатов исполнения контракта и его приемке самостоятельно. Это может быть обусловлено рядом факторов:

  • Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития сформирован перечень закупок, которые проводятся для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, итоги которых должны быть оценены путем привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов;
  • в штате организации нет специалиста, который мог бы провести приемку результатов исполнения контракта, а также составить экспертное заключение по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • заказчик самостоятельно принял решение о необходимости привлечения внешней экспертной организации, например, по причине спорности составленного экспертного заключения.

Привлекая внешнюю экспертную организацию, заказчик обязан соблюсти ряд правил к такой закупке:

  • заключение контракта об оказании услуг экспертной организацией должно осуществляться путем проведения закупочной процедуры (вид такой процедуры определяет сам заказчик исходя из имеющихся особенностей, в том числе объема самих экспертных услуг, размеров финансирования и т. д.);
  • контракт на оказание экспертных услуг должен быть подписан раньше, чем будет предоставлен отчет исполнителя по проверяемому государственному или муниципальному контракту;
  • заказчик вправе самостоятельно формировать перечень требований, которые будут предъявляться к самостоятельно действующему эксперту или к экспертной организации (например, наличие профильного образования, количество проведенных ранее внешних экспертиз, опыт работы в сфере проведения тех или иных экспертиз в пересчете срока такой работы и т. д.). Однако такие установленные требования не должны ограничивать возможности конкуренции между лицами и организациями, которые будут принимать участие в процедуре определения потенциального исполнителя.

Порядок проведения внешней экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Внесение изменений в план-график с обоснованием необходимости проведения закупки экспертных услуг в конкретной форме и последующая публикация такого плана-графика. Необходимость внесения таких изменений обусловлена тем фактом, что сам заказчик тратит на проведение экспертизы бюджетные средства.
  2. Проведение процедуры закупки экспертных услуг и подписание контракта.
  3. Проведение первичной приемки переданного товара.
  4. Выборка и подготовка товара, объекта, на котором выполнялись какие-либо работы или оказывались услуги, для того, чтобы была проведена экспертиза и передача их в экспертную организацию либо формирование возможностей работы эксперта на месте путем создания соответствующих условий.
  5. Получение результатов в виде специально сформированного экспертного заключения.

Акт приемки результатов исполнения контракта как итоговый документ об исполнении контракта

Итогом проведения экспертизы и подписания протокола о ее результатах становится акт приемки результатов исполнения контракта. В данном документе указываются:

  • сведения о контракте, результаты исполнения которого принимаются данным документом (включая его номер и дату подписания, а также участвующие стороны в лице их представителей);
  • сведения о том, каков предмет контракта (перечень поставленного товара или оказанных услуг, выполненных работ, которые предусмотрены условиями подписанного ранее соглашения);
  • решение приемочной комиссии по данному контракту, которое должно опираться на заключение экспертизы (в тексте документа должна содержаться отсылка на такое заключение с указанием сведений о том, когда и при каких обстоятельствах оно было составлено);
  • подпись председателя приемочной комиссии.

В том случае, если данный акт отказывает в принятии результатов по контракту, его содержание расширяется следующими пунктами:

  • информация о недостатках, выявленных экспертизой, которые не дают возможность принять результаты исполнения контракта;
  • выводы экспертизы о невозможности принятия результатов исполнения контракта, а также о причинах такого отрицательного результата;
  • ссылка на документы, которые выступают доказательством невозможности полного или частичного принятия результатов исполнения контракта, например, промежуточные экспертные заключения, которые легли в основу итогового заключения о соответствии представленных результатов исполнения контракта заявленным требованиям в техническом задании к закупке;
  • подписи сторон, участвующих в контракте.

В том случае, если кто-то из членов приемочной комиссии не согласен с общим решением, его позиция записывается отдельно и заверяется его личной подписью.

Экспертиза результатов исполнения контракта – это процедура, которая является обязательной для некоторых случаев проведения закупок. Однако заказчик в большинстве случаев решает сам, обращаться к услугам сторонних экспертных организаций или проводить экспертизу своими силами. Только в некоторых случаях решение может быть продиктовано специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития. При проведении и внешней, и внутренней экспертиз заказчик обязан соблюдать правила действующего законодательства в сфере регулирования контрактной системы. Только в этом случае такая экспертиза может быть признана законной и лечь в основу акта о приемке результатов деятельности исполнителя по контракту.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ответственность за экспертизу закупок в 2019 году

Закупочные службы государственных и муниципальных учреждений уже приобрели немалый опыт при оформлении соответствующей документации и работе с поставщиками и подрядчиками. Но все же в некоторых случаях имеющегося опыта недостаточно, поэтому учреждения привлекают различных экспертов для анализа условий исполнения контрактов исполнителями. В 2019 году ответственность за проведение таких экспертиз усилилась.

Новогоднее обновление

Изменений в правила осуществления закупок внесено немало. Особое внимание законодателем уделено экспертным заключениям и ответственности экспертов.
Напомним, что на этапе исполнения контракта для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. В зависимости от сложности предмета контракта и наличия специальных требований законодательства у заказчика есть два варианта организации экспертизы:

  1. экспертиза может проводиться заказчиком своими силами;
  2. к ее проведению могут привлекаться внешние специалисты (эксперты, экспертные организации).

В рамках настоящей статьи рассмотрим вопросы проведения экспертизы силами внешних специалистов, тем более что с января 2019 года такие эксперты будут привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.

Процедура не состоялась – привлекать эксперта необязательно

По общему правилу заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях, преду-смотренных ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С 27.12.2018 были скорректированы случаи, когда проведение внешней экспертизы не является для заказчика обязательным.
Напомним, в II полугодии 2018 года многим заказчикам необходимо было решать вопрос организации приемки товаров (работ, услуг) по итогам несостоявшихся процедур, проводимых в электронной форме, а особенно это было актуально для электронного аукциона. С 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ были введены «специальные» пункты:

  • для заключения контракта по итогам несостоявшегося конкурса и аукциона в электронной форме (п. 25.1);
  • для несостоявшегося запроса котировок в электронной форме (п. 25.2);
  • для несостоявшегося запроса предложений в электронной форме (п. 25.3).
Читайте также:  Возможна ли уступка права требования по госконтракту третьему лицу

При этом в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данные пункты не были указаны как исключения, освобождающие заказчика от проведения внешней экспертизы поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при приемке товаров (работ, услуг).
Таким образом, теперь в действующей редакции ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ указанная коллизия устранена. Следовательно, если конкурентная процедура признана несостоявшейся (например, комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие аукционе, его участником), то заказчик имеет право провести экспертизу собственными силами, не затрачивая время и финансовые ресурсы на привлечение внешних экспертов.

Привлечение внешних экспертов

  1. в случае проведения закупок, предусмотренных п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  2. при осуществлении закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  3. если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ. Данное исключение вполне очевидно, так как в соответствии со ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы;
  4. в ситуациях, предусмотренных Правительством РФ. Последнее вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Если же закупки заказчика не подпадают под перечисленные исключения, то привлечение внешнего эксперта становится неизбежным. И на данном этапе заказчику не только необходимо осуществить выбор или отбор экспертов, но и оформить пакет закупочной документации. При проведении приемки с привлечением эксперта у заказчика в наличии должны быть следующие документы:

  • соглашение (договор, контракт) с экспертом о проведении экспертизы;
  • уведомление от эксперта о допустимости своего участия в проведении экспертизы;
  • заключение по результатам экспертизы (далее – экспертное заключение).

Обратите внимание!
Законодательно установлены минимальные требования к порядку оформления заключения. Например, в случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара (работы, услуги), в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. По правилам делопроизводства документ по итогам экспертизы подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, регистрируется в организации, которая проводила экспертизу, удостоверяется подписью ее руководителя и скрепляется печатью экспертной организации (при наличии).

Риски внешней экспертизы

Привлечение внешних экспертов для анализа условий исполнений контрактов несет и определенные риски. Основной риск – это получение от эксперта ложного заключения или наличие в нем, например, недостоверных сведений. В этом случае перед заказчиком встает вопрос: кто несет ответственность за качество экспертного заключения?
Положениями Закона № 44-ФЗ установлена ответственность эксперта, экспертной организации, ее должностных лиц за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о направлении уведомления о допустимости своего участия в проведении экспертизы. Но специальных составов в части КоАП РФ или УК РФ предусмотрено не было. Ранее, например, ст. 17.9 КоАП РФ и 307 УК РФ предусматривали ответственность экспертов только при производстве по делу об административном правонарушении или исполнительном производстве, а также при производстве предварительного расследования.
И только теперь (с января 2019 года) законодательно установлены основания и размер ответственности экспертов.
Но прежде рассмотрим особенности взаимодействия заказчика с внешними экспертами. Это важно, чтобы заказчик четко осознавал границы своей ответственности при работе с экспертами. Тем более что судебная практика имеет соответствующие примеры.

Выбор заказчика

Следует иметь в виду, что заказчик самостоятельно принимает решение о выборе того или иного специалиста в качестве эксперта и, следовательно, его мнению и квалификации заказчик доверяет. Либо такой внешний специалист (представитель экспертной организации) определен нормативными актами. Например, в Законе РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (пп. «з» п. 1 ст. 12) закреплено право торгово-промышленных палат проводить в соответствии с законодательством РФ по поручению государственных и муниципальных органов, российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан экспертизу по определению страны происхождения товаров, иные экспертизы и контроль качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизу выполненных работ и оказанных услуг.
Следовательно, заказчику нужно тщательно изучить нормативную базу, а также деловую репутацию потенциальных экспертов или экспертных организаций до того, как им будет принято решение о необходимости привлечения внешнего эксперта.

Вину устанавливает суд

Факт того, является ли экспертное заключение ложным, устанавливается только судом.
Как правило, вопросы о качестве экспертного заключения встают при возникновении спора о правомерности прекращения контрактных обязательств, особенно это актуально при одностороннем отказе от исполнения контракта. Прежде чем вынести решение, суды исследуют заключение эксперта на предмет допустимости и относимости доказательств к рассматриваемому делу в рамках АПК РФ. При этом в судебном процессе эксперта предупреждают об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт и не оплатил осуществленные работы, поскольку они были некачественно выполнены и выполнены в объеме, не соответствующем объему, установленному проектной документацией и контрактом.

При рассмотрении спора между заказчиком и подрядчиком судом исследовалось экспертное заключение. При этом суд установил: оно (заключение) каких-либо противоречий не содержало, сомнений в его достоверности не имелось; выводы эксперта являлись полными и обоснованными; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, в связи с чем экспертное заключение обладало признаками относимости и допустимости доказательства по делу.

Отметим также, что если эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, то данное обстоятельство хотя и лишает составленный им документ силы экспертного заключения, но не лишает его доказательственного значения. Такой документ из круга доказательств по делу не исключается, его следует рассматривать как иное письменное доказательство (Определение ВС РФ от 14.02.2017 № 18-КГ16-187).
Лицо, которое составляет экспертное заключение, не всегда лично привлекается к делу в рамках судебного процесса. Поэтому заказчикам можно порекомендовать включать оговорку об ответственности эксперта непосредственно в текст заключения. Обратите внимание, что отсутствие такой оговорки еще не говорит о том, что заключение ложное и т. п.

Подрядчик не согласился с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта в связи с поставкой товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для ответчика срок.

При рассмотрении спора суд обратил внимание на то, что экспертное заключение не содержит сведений о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но при этом иными материалами дела (протоколами испытаний) было подтверждено и судом фактически установлен факт поставки товара, не соответствующего требованиям документации, что расценено судами как поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.

Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. При этом все неточности экспертного заключения могут быть устранены в ходе судебного разбирательства путем представления скорректированного документа, а также дачи экспертами пояснений по поводу него.

Ответственность экспертов

В силу ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о допустимости своего участия эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. С января 2019 года введена административная и уголовная ответственность внешних экспертов за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
Согласно ст. 7.32.6 КоАП РФ дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Федеральным законом № 510-ФЗ установлено, что физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, давшие заведомо ложное заключение, несут ответственность как должностные лица.
С 08.01.2019 введена уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Она наступит в случае причинения крупного ущерба, а также ущерба, повлекшего по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, причинения смерти двум и более лицам:

1) причинение крупного ущерба:

  • штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

2) причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека:

  • штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;

3) причинение смерти двум и более лицам:

  • ограничение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Отметим, что по указанным делам предварительное следствие проводится следователями Следственного комитета РФ.

Очевидно, что, привлекая внешних экспертов, заказчик должен просчитать все риски, варианты развития событий. Иначе судебные разбирательства потребуют дополнительных финансовых расходов и существенно затруднят ведение хозяйственной деятельности.

Экспертиза по 44-ФЗ: внешняя или силами заказчика. Перечень общих требований и образцы акта и положения

Действующие нормы законодательства, в частности, положения статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорят о том, что заказчик должен проводить в ходе приемки результатов исполнения контрактов экспертизу таких результатов.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Случаи обязательного проведения экспертизы и возможности отказа от нее при проверке результатов исполнения условий контракта

На основании требований указанной выше статьи заказчик обязан проводить экспертизу, направленную на выявление результатов исполнения контракта и соответствия таких результатов заявленным требованиям в отношении всех контрактов и договоров, целью заключения которых является удовлетворение нужд такого заказчика. Однако далеко не всегда при проведении экспертизы есть возможность обойтись своими силами путем работы внутренней экспертной комиссии.

Если закупка была проведена на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то не будет необходимости в проведении внешней экспертизы в случае, если такие закупки проведены по следующим основаниям:

  • закупки проводились на основании определения перечня исполнителей, сформированного приказами контролирующих органов в сфере закупок, а также у субъектов естественных монополий (регламентация таких закупок происходит с помощью пунктов 1-9 части 1 указанной статьи);
  • закупка проводится в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также по приобретению билетов на культурно-массовые мероприятия, которые признаны в качестве объекта авторских и смежных прав (регламентируются пунктами 14 и 15 части 1 статьи 93);
  • закупочная процедура направлена на заключение контракта по итогам процедур, которые признаны несостоявшимися, либо речь идет о таких закупках, которые направлены на обеспечение качественного управления многоквартирными домами либо направлены на оказание услуг по охране какого-либо имущества (регулирование процедур происходит на основании положений пунктов 17-30 части 1 статьи 93);
  • целью проведения закупки является получение банковской гарантии, закупка лекарственных средств и т. п. (процедуры регулируются положениями пунктов 32-33, 36, 40-42, 44-48 части 1 статьи 93);
  • закупка проводится с целью заключения контракта на оказание экспертных услуг (не играет роли форма закупки, а также отношение потенциального исполнителя к разряду физических или юридических лиц);
  • закупка имеет целью заключение контракта на подготовку проектно-сметной документации, которая будет использоваться в отношении объектов капитального строительства. Однако следует помнить, что необязательность проведения внешней экспертизы результатов исполнения контракта в данном случае характерна только для случаев, когда речь идет о повторном проведении исследования, если ранее идентичное исследование и подготовка проектно-сметной документации уже проводились.

Если вести речь о закупках, проведенных в конкурентной форме и признанных несостоявшимися, определение необходимости проведения внешней или внутренней экспертизы будет осуществляться на основании того, каково было значение начальной максимальной цены контракта или договора, объявленной для проведения такой закупки.

В остальных случаях, кроме перечисленных выше, проведение экспертизы будет являться обязательным условием, без которого невозможно определить полноценность исполнения условий контракта в части достижения максимально качественных результатов такого исполнения.

Правила проведения внешней экспертизы

Проведение внешней экспертизы является обязательной в тех случаях, когда речь идет о контракте, заключенном по итогам конкурентной процедуры, признанной несостоявшейся. Речь идет о контрактах и договорах, правовым основанием для заключения которых являются положения пунктов 25.1-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правительство РФ в отношении таких контрактов рекомендует привлекать специализированные экспертные организации, которые смогут сформировать исчерпывающие ответы на вопросы о качестве исполнения взятых на себя обязательств.

При этом для того, чтобы результаты такой экспертизы не были оспорены исполнителем по контракту или договору, к самой внешней экспертизе и порядку ее проведения предъявляются определенные требования:

  • проводить экспертизу должен специалист, обладающий специальным образованием и опытом работы в отношении предмета оцениваемой закупки, либо в состав экспертной комиссии должны входить такие лица (уровень знаний и квалификации должны быть подтверждены документально, а сами такие подтверждающие документы должны предоставляться по запросу заинтересованных лиц);
  • для проверки результатов исполнения контракта может быть осуществлена произвольная выборка образцов из всего поставленного товара, либо происходит выход на произвольный объект с изучением всего объекта либо какой-то его части с целью определения качества выполненных работ;
  • проведение самой внешней экспертизы должно осуществляться в течение периода времени от пятнадцати до сорока дней, а заключение должно быть подготовлено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения экспертных изысканий.
Читайте также:  Указание наименования объекта закупки и включении в план-график закупок сведений о товарах, работах, услугах, имеющих

Проведение внешней экспертизы осуществляется в следующих случаях:

  • контролирующие органы в сфере закупок, а также высшие органы государственной власти Российской Федерации сформировали перечень тех закупок, по результатам исполнения контрактов и договоров которых должны быть использованы услуги сторонних экспертных организаций для оценки итоговых результатов исполнения взятых на себя обязательств;
  • внутри организации-заказчика нет сотрудников, которые могут быть включены в состав внутренней экспертной комиссии для полноценной и достоверной оценки результатов исполнения контракта или договора;
  • внешняя экспертиза может быть проведена на основании соответствующего решения самого заказчика процедуры в том случае, если у него имеются какие-либо сомнения относительно качества исполнения взятых на себя обязательств.

Если заказчику необходимо провести внешнюю экспертизу, он обязан соблюсти следующие правила:

  • контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен с организацией или физическим лицом только посредством соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (тип процедуры заказчик определяет самостоятельно исходя из срочности заключения контракта и объема начальной максимальной цены контракта или договора);
  • сам текст контракта на оказание экспертных услуг должен подписываться до момента, когда исполнитель по проверяемому контракту или договору предоставит заказчику документы об окончании исполнения взятых на себя обязательств;
  • у заказчика есть право сформировать перечень тех требований, которым должны соответствовать привлекаемые эксперт либо организация, с которыми будет заключен соответствующий договор (в такой перечень требований могут быть включены требования о наличии образования, опыта работы в данной сфере, количестве проведенных экспертиз по конкретному профилю, соответствующему профилю изучения предмета закупки). Но если такие требования ограничивают конкуренцию среди потенциальных исполнителей контракта на оказание экспертных услуг, они будут признаны незаконными, с точки зрения действующего законодательства.

Если говорить о порядке проведения внешней экспертизы, она будет состоять из следующих шагов:

  • корректировка плана-графика закупок путем внесения в него закупки об оказании экспертных услуг и размещение внесенных изменений в Единой информационной системе в сфере закупок. Если закупка не будет отражена в плане-графике, это может быть расценено контролирующими органами, как нецелевое расходование бюджетных средств, что может повлечь санкции в отношении такого заказчика;
  • следующим шагом становится собственно закупочная процедура в отношении экспертных услуг;
  • когда контракт на оказание экспертных услуг был подписан, начинается сама проверка посредством получения образцов для проведения экспертного исследования и осуществление собственно такого исследования;
  • завершает всю процедуру формирование экспертного заключения, на основании которого заказчик принимает решение о возможности принятия или непринятия результатов исполнения контракта или договора.

Порядок проведения внутренней экспертизы

Если нормами действующего закупочного законодательства не установлены требования, в соответствии с которыми в обязательном порядке должна проводиться только внешняя экспертиза результатов исполнения контракта, заказчик может провести такие экспертные изыскания своими силами путем привлечения внутреннего экспертного коллегиального органа.

Однако для того, чтобы результаты такой экспертизы были признаны легитимными, с юридической точки зрения, необходимо соблюсти следующие правила:

  • в организации должна быть создана внутренняя экспертная комиссия, состав и принципы работы которой утверждены с помощью специального приказа и положения. Создаваться комиссия должна из числа сотрудников организации. При этом в тексте приказа необходимо указать поименный и должностной состав привлекаемых сотрудников. Также необходимо указать и основной состав, и дополнительный, из числа которого будут выбираться члены, работающие в случае уважительной причины отсутствия основного члена комиссии. Общий состав комиссии не может быть меньше пяти человек (чтобы обеспечить возможность перевеса по решению хотя бы в один голос при равном количестве позиций за и против конкретного решения по тому или иному вопросу). В состав комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации, которые ранее входили в контрактную службу либо занимали должности контрактных управляющих, если с момента их официального освобождения от такой должности не прошло двух лет. К профессиональному составу комиссии также предъявляется требование о том, что в состав такой комиссии должно входить не менее пятидесяти процентов лиц, которые обладают достаточным уровнем знаний и квалификации, необходимых для верной оценки, с фактической и качественной точек зрения, результатов исполнения проверяемого контракта или договора;
  • если у комиссии нет положения о ее функционировании, она может быть признана нелегитимной, а вынесенные ею решения могут быть оспорены в установленном действующим законодательством порядке. В тексте положения должны быть отражены права и обязанности всей комиссии в целом, а также собственно ее председателя. Кроме того, в рамках положения указываются все правила, которыми должна руководствоваться такая комиссия при осуществлении своей деятельности;
  • все результаты проведенной экспертизы должны быть оформлены в виде специального документа – акта экспертизы. При этом подготовка экспертного заключения в данном случае не является обязательной – экспертное заключение может быть подготовлено только лицом, имеющим соответствующее разрешение на оказание экспертных услуг, полученное в порядке прохождения специальной аккредитации. Если в штате заказчика нет таких сотрудников, речь может идти только об акте внутренней экспертизы, как итоговом оформляемом документе;
  • после того как внутренний экспертный коллегиальный орган принял какое-либо решение и сформировал его в акте экспертной комиссии, заказчик принимает решение о возможности принятия результатов исполнения контракта или о невозможности такого действия.

Итоговые документы

По итогам проведенной экспертизы формируются два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.

Акт экспертизы

В акте экспертизы указываются следующие сведения:

  • номер и дата заключения контракта, а также присвоенный идентификационный код закупки (для облегчения идентификации подписанного соглашения);
  • данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе присутствующих при проведении экспертизы;
  • дата проведения экспертного исследования;
  • предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, использованной во всей документации по проведенной закупке (от извещения до всех итоговых документов о приемке товара, работ или услуг);
  • перечень представителей сторон, выступивших свидетелями при выборке образцов для проведения экспертного исследования;
  • перечень мероприятий, которые были проведены для того, чтобы определить соответствие предоставленных образцов требованиям контракта или договора;
  • содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые не позволяют говорить о качественном исполнении контракта или договора;
  • подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
  • приложения к акту (в случае их наличия), в том числе подтверждающие уровень квалификации всех членов экспертной комиссии.

Акт приемки результатов исполнения контракта

На основании составленного акта экспертизы заказчик готовит акт о приемке результатов исполнения контракта или договора. В таком акте отражаются следующие сведения:

  • данные о заключенном контракте (номер, идентификационный код закупки, дата подписания, стороны соглашения);
  • данные о предмете закупки (в строгом соответствии с формулировкой, содержащейся в документации к закупке и в тексте самого контракта или договора);
  • решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора с указанием результатов проведенной экспертизы;
  • подпись руководителя комиссии и ее членов, а в случае наличия разногласий одного из членов с другими членами комиссии его решение оформляется в виде специального приложения к протоколу и заверяется подписью такого члена и руководителя комиссии.

В случае выявления каких-либо недостатков, не позволяющих осуществить безоговорочное принятие результатов, в акте указываются такие недостатки, а также время, которое дается исполнителю на их устранение.

Если указанные недостатки не были устранены исполнителем в установленные сроки, контракт расторгается в одностороннем порядке по решению заказчика, а сам исполнитель подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.


С 01.07.18 внешняя экспертиза обязательна для несостоявшихся электронных закупок

Внешняя экспертиза теперь обязательна для несостоявшихся электронных закупок

Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в 44-й закон, которое действует с 01.07.2018 г. С этой даты внешняя экспертиза, то есть экспертиза с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации обязательная для электронных процедур, которые признаны несостоявшимися.

Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон ( обзор изменений смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1 ст. 93 .

Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Часть 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.

Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 — 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.

Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.

Такие неутешительные выводы. Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение. Возможно этот момент был упущен при подготовке изменений в 44-й закон и рано или поздно будет исправлен. Но пока изменения не внесены у заказчиков возникает дополнительная обязанность.

Кто проводит внешнюю экспертизу?

В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.

Выбор экспертов регулируется 41 статьей закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно 3 статье 44-го закона экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте специальные материалы на нашем сайте, которые пополняются по мере появления новых данных.

Р.S.: похоже наши предположения оказались верными. Минфин подготовил законопроект, по которому внешняя экспертиза становится необязательной для таких закупок, также как и ранее. В законопроекте помимо этого предлагается много других важных изменений, в том числе отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Внешнюю экспертизу должны отменить до конца года

До конца года внешнюю экспертизу по несостоявшимся закупкам отменят. 18.12.2018 назначено второе чтение законопроекта. Ознакомиться с ним и с нашими комментариями к нему можно по приведенной ссылке .

  • 19.12.2018 г. Закон принят в Государственной Думе.
  • 27.12.2018 закон № 502-ФЗ опубликован и вступил в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений. Можно ли привлечь к административной ответственности за невыполнение отмененной обязанности, читайте в статье по приведенной ссылке.

Ответ Минфина на вопрос о том, кто может провести внешнюю экспертизу

Мы направили в Минфин перечень ваших вопросов о том, кто может провести экспертизу в том или ином случае. И вот какой ответ мы получили.

Здравствуйте! С 01.07.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации при приемке товаров, работ, услуг в случае, если контракт заключен по результатам несостоявшегося электронного аукциона (п. 25.1 ч. 1 ст. 93).

С учетом того, что закон № 44-ФЗ содержит только общее определение эксперта, экспертной организации как лица, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией, прошу разъяснить:

1) Если на электронных торгах выиграл один поставщик на лекарственный препарат для государственной медицинской организации, кто может составить внешнюю экспертизу? Может ли ее осуществить университет с привлечением работников кафедры фармакологии или фармации медицинского университета?

2) Можно ли привлечь для проведения внешней экспертизы для приемки компьютерного оборудования какого-нибудь продавца, реализующего такого рода оборудование?

3) Какие эксперты могут проводить внешнюю экспертизу для контрактов на оказание образовательных услуг? По каким критериям их можно отобрать?

4) Приобретается квартиры для детей сирот. В аукционе участвует один поставщик. Нужна ли внешняя экспертиза и какие требования в экспертам?

5) Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом. Можно ли привлечь эксперта, экспертную организацию на основании безвозмездного договора?

Здравствуйте! По итогам несостоявшихся электронных торгов заключен контракт на оказание услуг по полису ОСАГО. Согласно ст. 94 закона о контрактной системе необходимо провести экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов или экспертных организаций. Прошу разъяснить:

1) Кто может быть экспертом при проведении экспертизы страховых услуг?

2) Какими документами эксперты или экспертные организации могут подтвердить свой статус или наличие специальных познаний, опыта в данной области?

3) Можно ли привлечь в качестве экспертной организации другую страховую организацию?

Наш комментарий

К сожалению, как видите, мы не получили ответы от регулятора контрактной системы на конкретно поставленные вопросы. И пока обязанность по проведению внешней экспертизы, как это обещает Минфин, не отменена, мы рекомендуем следующее.

Если с вами случилась такая беда, что закупки не состоялись и контракт заключен с единственным участником, то требования закона о проведении внешней экспертизы нужно выполнять. Наиболее безопасным вариантом в таком случае будет обращение в экспертную организацию. Есть рекомендации договариваться учреждениями по профилю (например, для экспертизы приемки лекарств привлекать сотрудников другого медицинского учреждения), но такая экспертиза может быть поставлена под сомнение проверяющими органами. А если требование о проведении внешней экспертизы не выполнено, то это грозит привлечением к административной ответственности и другими негативными последствиями.

Как найти нужную экспертную организацию? Перечень таких организаций можно обнаружить на сайтах арбитражных судов. Обратившись к нему, вы можете выбрать подходящую для экспертизы компанию и заключить с ней контракт. В этих организациях вам подскажут, какой именно эксперт (эксперт-товаровед или другой) должен оценить результаты исполнения контракта и есть ли такие эксперты в данной организации. Что касается оплаты, то она может зависеть от объема работы эксперта (количества часов, которые потребуются на проведение экспертизы и подготовку заключения).

Чтобы в последующем заключение эксперта не было оспорено, при заключении контракта полагаем целесообразным предусмотреть в нем условия о предоставлении экспертной организацией документов, подтверждающих опыт, квалификацию эксперта (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).

В июле 2019 года внешняя экспертиза станет не обязательной

18.04.2019 г. ГосДума приняла закон об упрощении закупок, одним из нововведений которого стала отмена обязательной внешней экспертизы. Данное изменение вступит в силу через 90 дней с момента после того как закон будет опубликован. Об этих и других изменениях смотрите в следующем видео.

О том, могут ли привлечь за нарушение обязанности по проведению внешней экспертизы до момента вступления закона в силу, читайте в специальной статье по приведенной ссылке.

Прямая линия с ФАС от 28.08.2019 г.

Ответы на вопросы М. Евраева (об эквивалентах и параметрах эквивалентности, о плате за жалобы, об обеспечении гарантийных обязательств и другие).


Ссылка на основную публикацию