Закупка у единственного исполнителя услуг по размещению сведений о результатах обязательного аудита по 44 ФЗ

Закупки услуг аудита — только по 44-ФЗ

Полный текст письма приведен ниже:

О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности»

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу применения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами З, 7 части 4 статьи 1 Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

  • осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ.

Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ.

Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона № 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-03.

Закон № 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов «закупка» и «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)». Термин «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)», установленный пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ) применяются положения Закона № 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

При этом не подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие последствия признания открытого конкурса несостоявшимся:

1) часть 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

2) часть 2 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых осуществляется проведение повторного конкурса или новой закупки;

З) часть 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ Закона № 44-ФЗ):

1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон № 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ;

2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом № 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

З) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон № 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам. Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона № 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

Глава 6 Закона № 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Глава 5 Закона № 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона № 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи З Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Часть 10 статьи З Закона № 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона № 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ);

2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи З Закона № 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона № 44-ФЗ соответственно;

З) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи З, статьей 6 Закона № 223-ФЗ;

4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом № 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности Законом № 307-ФЗ).

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Р.А. Петросян

Какие отчеты должен подготовить заказчик

Представители, осуществляющие закупочную деятельность от лица заказчика, будь то контрактный управляющий или работник контрактной службы, периодически должны предоставлять отчет заказчика по ряду направлений: исполнение конкретного этапа или же госконтракта в целом, осуществление закупок у СМП и СОНО, сведения о количестве и общей стоимости договоров. Отчетность должна вестись как по ФЗ-44, так и по ФЗ-223.

Отчеты заказчиков по 44-ФЗ

Заказчик отчитывается по следующим направлениям:

  • итоги исполнения контракта (или его этапа);
  • годовой объем закупок у СМП и СОНКО;
  • обоснование необходимости закупок у единственного поставщика.

Также к ежегодной отчетности, заполняющейся непосредственно в ЕИС, относятся сведения о мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием (срок предоставления законом не устанавливается).

Исполнение госконтракта

Применяются две законодательно установленные формы: реестр контрактов (ст. 103 44-ФЗ) и отчет об исполнении контракта или отдельных этапов контракта (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Реестр контрактов представляет собой перечень всех контрактов, заключенных заказчиком. В него вносится информация об их исполнении, изменении, расторжении. Отчетность ведется непосредственно в ЕИС.

Сведения предоставляются заказчиками в территориальный орган Федерального Казначейства, ответственного за ведение реестра контрактов, в течение 3-х рабочих дней с момента заключения контрактных отношений. При возникновении условий, изменяющих положения договора, необходимо также предоставить информацию в ФК в трехдневный срок.

Отчет о исполнении отдельного этапа или всего контракта

Регламентируется Постановлением Правительства от 28.11.13 № 1093. Заказчики заполняют и размещают его в ЕИС в течение 7 рабочих дней с момента оплаты товара, работы или услуги и подписания акта, или же в период семи рабочих дней с даты расторжения контракта. Если же условия договора были исполнены не на должном уровне, контрактный управляющий должен отметить это в отчетности в виде конкретной претензии к исполнителю.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Также должно оформляться в виде отчета о невозможности и нецелесообразности применения иных методов обоснования НМЦК для каждого контракта с единственным поставщиком. В отчете заказчик должен обосновать, что конкурентные способы определения поставщика (ч. 3 ст. 93 44-ФЗ) недопустимы и нецелесообразны. В документе нужно указать стоимостные и количественные условия договора.

Читайте также:  Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта

Этот отчет не всегда обязательно заполнять. Документальное оформление госзакупки у единственного поставщика в форме отчета необходимо при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении у организации-заказчика, на приобретение товаров, потребность в которых образовалась при разного рода ЧП, на поставку культурных ценностей для комплектации фондовых активов, на покупку произведений литературы и искусства у лиц, владеющих на них исключительными правами. Полный список случаев, при которых оформление отчетности не является обязательным, представлен в положениях ч. 3 ст. 93 44-ФЗ.

Сведения о годовых объемах закупок у СМП и СОНКО

Размещается в ЕИС. Это еще один отчет заказчика, региональные сроки которого устанавливаются до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным периодом. Доля ТРУ, приобретенные у таких организаций, должна составлять 15 и более процентов от совокупного объема закупок в год. В предоставляемую документацию также включается информация о несостоявшихся закупочных процедурах с организациями СМП и СОНКО.

Использование материалов госзаказчика

Подрядные работы (строительство) могут осуществляться с использованием материалов (полностью или частично) как подрядчика, так и заказчика, предоставленных исполнителю на давальческой основе для выполнения работ на соответствующем уровне (ст. 704, 713, 745 ГК РФ). При возникновении подобных ситуаций организация-заказчик составляет отчет об использовании материалов, переданных заказчиком, образец которого можно скачать ниже. Отчетная документация не входит в рамки действующего законодательства о контрактной системе и регулируется положениями Гражданского кодекса РФ.

Отчетность по 223-ФЗ

В этом случае предусмотрено всего два отчета:

  • ежемесячный по договорам;
  • о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции.

Ежемесячная отчетность

Публикуют те заказчики, которые надлежащим образом разместили Положение о закупках товаров, работ, услуг.

В отчет включаются сведения о количественных и стоимостных показателях по следующим направлениям (ч. 19 ст. 4 223-ФЗ):

  • договоры, заключенные учреждением по результатам приобретения ТРУ;
  • договоры, заключенные с единственным поставщиком;
  • договоры, заключенные по результатам закупки, сведения о которой составляют гостайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч.16 ст. 4 223-ФЗ;
  • договоры, заключенные по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отчетность о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции

Предоставляется с периодичностью раз в год. В нее включаются сведения о количестве и общей стоимости контрактов, заключенных у субъектов СМП, и долю договоров на приобретение инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП в совокупном годовом объеме (постановление Правительства от 25.12.15 № 1442).

Утвержденная форма представлена двумя частями:

  • информация о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции по итогам года;
  • аналогичные данные по закупкам у СМП по итогам финансового года.

Административная ответственность за несоблюдение порядка отчетности

Ответственность за несоблюдение сроков или за неразмещение отчетности по 44-ФЗ и 223-ФЗ несет персонально контрактный управляющий или ответственное за закупочную деятельность в организации должностное лицо.

При нарушении сроков более чем на 2 рабочих дня штрафные санкции могут достигать 30 000 руб. в отношении физических лиц и 100 000 руб. в отношении юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ). Если сведения в ЕИС были опубликованы с задержкой в 1 день, ответственному лицу грозит штраф в 3000 руб., а организации — 10 000 рублей.

Закупка у единственного исполнителя услуг по размещению сведений о результатах обязательного аудита по 44 ФЗ

Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

Ответить maribet13 130
Ответ написан 28.03.2019 в 10:15

Здравствуйте, мы работаем по 223 фз. Как нам провести открытый конкурс в электронном виде по аудиту по 44 фз

Оценка ответа: 0

Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
Ответ написан 28.03.2019 в 10:35

Здравствуйте. Что конкретно Вас интересует? Ваш вопрос очень обширный.

Оценка ответа: 0

Ответить maribet13 130
Ответ написан 28.03.2019 в 10:41

Я звонила сегодня в еис. Они сказали создать позицию в пз по 223фз на аудит. А само извещение провести в пятом порядке по 44 фз. Я создала позицию, начинаю создавать извещение, а там невозможно выбрать конкурс в электронной форме. Там ни одного конкурса в электронной форме нет. Соответственно, не куда вписать адрес площадки. Вот не знаю как повесить извещение на открытый конкурс в электронной форме.

Хотя, в пз по 223фз способ закупки выбран именно “открытый конкурс в электронной форме по 44фз.”

Оценка ответа: 0

Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
Ответ написан 28.03.2019 в 11:23

В ст. 5 Закона 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” указано, что конкурс на проведение обязательного аудита проводится в порядке, предусмотренном Законом 44-ФЗ. Никаких исключений не указано, в т.ч. исключений в части соблюдения порядка планирования. Соответственно Вам нужно создать и план закупок и план-график по 44-ФЗ.

Оценка ответа: 0

Ответить maribet13 130
Ответ написан 28.03.2019 в 12:00

План закупок по 44фз я создавала, план-график не создавала, потому что эта единственная позиция не прикрепляется в плану-графику. Сегодня в еис мне сказали, что не нужно создавать ни пз, ни пг по 44фз. Потому что мы работаем по 223фз. Я вообще запуталась, не знаю что делать.

Оценка ответа: 0

Ответить maribet13 130
Ответ написан 28.03.2019 в 12:23

А до этого мне сказали, что нужно создать только ПЗ по 44фз и можно вешать конкурс, я так и сделала, но там не было тоже адреса электронной площадки. И конечно же, никто не может подать заявки.

Оценка ответа: 0

Ответить maribet13 130
Ответ написан 28.03.2019 в 13:46

Вот новая информация, которую мне сказали в еис: мне нужно разместить извещение по 44 фз в пятом порядке просто открытым конкурсом, а заявки принимать в бумажном виде, потому что у нас нет уполномочий вешать конкурс в электронном виде, потому что мы работаем по 223 фз. Такое возможно?

Оценка ответа: 0

Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
Ответ написан 28.03.2019 в 15:10

Вот что удалось выяснить по Вашей ситуации. Чтобы проводить конкурс на аудит у Вашего предприятия должны быть полномочия Заказчик, осуществляющий закупку на проведение обязательного аудита”.

Чтобы получить такие полномочия необходимо вход в ЕИС осуществить в следующем порядке: вход в кабинет 44-ФЗ, далее по нижней кнопке (5 порядок) далее выбрать вход под юридическим лицом. У Вас должна появиться форма, в которой будет возможность проставить полномочия Заказчик, осуществляющий закупку на проведение обязательного аудита”.

После получения таких полномочий Вы сможете создать извещение в личном кабинете 44-ФЗ, но конкурс нужно добавить в план закупок 223-ФЗ.

Оценка ответа: 0

Ответить maribet13 130
Ответ написан 29.03.2019 в 08:15

Я зашла как Вы сказали. Написано в полномочиях: “Заказчик по Федеральному закону 223-ФЗ, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ”.

Когда я зашла в наши права, то там нет даже “открытого конкурса в электронной форме”, есть только “открытый конкурс”. Когда я пытаюсь создать извещение, то там нельзя выбрать даже “открытый конкурс”.

Сегодня я смогла создать извещение под 3им порядком “открытый конкурс в электронной форме” , все заполнила, но боюсь размещать. Я могу его разместить? Просто под пятым ничего не могу сделать. Что мне за это будет?

Оценка ответа: 0

Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
Ответ написан 29.03.2019 в 08:27

Ваша ситуация требует более тщательного подхода, и в рамках обсуждения на форуме очень проблематично дать правильный совет, не посмотрев личный кабинет заказчика, планы, полномочия и документы. В ЕИС сейчас два варианта закупок по аудиту: – с полномочиями Заказчик, осуществляющий закупку на проведение обязательного аудита” или в качестве заказчика по 44-ФЗ.

На мой взгляд это более техническим момент, а с юридической точки зрения, Вы должны провести закупку в рамках 44-ФЗ, при этом ни 307-ФЗ ни 44-ФЗ прямо не указывают на то, из какого личного кабинета это необходимо сделать.

Оценка ответа: 50

Ответить maribet13 130
Ответ написан 29.03.2019 в 08:33

Спасибо огромное. Занимаюсь этим уже три недели. Что мы только не делали. Ваши ответы оказались самыми правильными. Все-таки буду размещать под третьим порядком. Времени разбираться больше просто нет. Хоть добились открытый аукцион в электронной форме под третьем порядком провести, а то раньше в третьем порядке невозможно было. Еще раз спасибо.

Оценка ответа: 0

Добавить сообщение или Задать свой вопрос

«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок

Конструктор документов по 44-ФЗ

Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации

Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов

Конструктор контрактов по 44-ФЗ

Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ

Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН

Главные новости госзакупок: последние изменения в 44 фз и 223 фз

На подготовке очередные изменения 44-ФЗ

В этот раз не настолько глобальные, как изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019г. №449-ФЗ, но направленные на развитие российского рынка радиоэлектронной продукции.В размещенном проекте планируется в часть 1 статьи 93 Федерального зако.

Случаи, когда можно установить дополнительные требования по Постановлению №99 расширен за счет работ по техническому обслуживанию медицинской техники

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1922 изменено Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Приложение № 1 было дополнено одним основанием для применения дополнительных требований к участникам закупок. Та.

Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г.

Постановлением Правительства РФ №1746 установлен запрет на закупку иностранных запоминающих устройств

26.12.2019г. на официальном сайте размещено постановление Правительства РФ № 1746 (далее – Постановление). Постановление принято в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой.

Утратил силу запрет на закупку иностранной мебели

В соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ Правительством был установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.В соответствии с ч.1 Постановления Прави.

Утратило силу ограничение на закупку стентов для коронарных артерий и катетеров

14.12.2019г. утратило силу Постановление Правительства РФ от 04.12.2017г. №1469 “Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числ.

Вступили в силу типовые контракты на закупку автомобилей, бумаги, осветительного, холодильного, вентиляционного и прочего оборудования

С целью приведения в соответствие с действующим законодательством текста типовых контрактов, утвержденных приказом Минпромторга России от 12 марта 2018 г. № 716 (далее – Приказ № 716) на основании приказа Минпромторга России от 23 марта 2019 г. № 998.

Минфин России скорректировал порядок формирования идентификационного кода закупки

С целью приведения Порядка формирования идентификационного кода закупок (далее – Порядок) утвержденного приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н в соответствие с порядком планирования, который начнет действовать с 2020 года Минфином России .

ФАС России считает возможным ограничится локальным сметным расчетом при закупке работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства

Недавно мы обращали внимание читателей на возможность составления исключительно локального сметного расчета при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом прочие разделы проектной документации не обязательны. .

Правительством РФ утверждены типовые формы заявок для электронных процедур и требования к типовой документации в рамках законодательства о контрактной системе

Во исполнение части 5 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее – Закон №44-ФЗ) Правительство Российской Федер.

Закупка у единственного исполнителя услуг по размещению сведений о результатах обязательного аудита по 44 ФЗ

Sannata

Зарегистрирован: 09/12/2015 10:11:29
Сообщений: 14
ОффлайнДобрый день!
Подскажите, пожалуйста:
Мы ГУП, работаем по 223-ФЗ. Возникла необходимость закупки аудиторских услуг. Согласно требованиям законодательства, мы обязаны провести конкурс согласно требованиям 44-ФЗ.
В соответствии с каким законодательством осуществлять планирование закупки? Можем ли мы внести такую закупку в План закупок или необходимо создавать План-график?
В какой части сайта www.zakupki.gov.ru (раздел по 223-ФЗ или 44-ФЗ) осуществлять закупку?

lawyer_operator

Зарегистрирован: 16/03/2015 11:23:42
Сообщений: 5068
Оффлайн

Нет, вы пользуетесь требованиями 44-ФЗ только в части определения поставщика. План-график на одну такую закупку формировать не нужно.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:  Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-11916
. Так как открытое акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ, следовательно, не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом N 44-ФЗ.http://www.pro-goszakaz.ru/

Sannata

Зарегистрирован: 09/12/2015 10:11:29
Сообщений: 14
Оффлайн

Нет, вы пользуетесь требованиями 44-ФЗ только в части определения поставщика. План-график на одну такую закупку формировать не нужно.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-11916
. Так как открытое акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ, следовательно, не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

То есть исключая само содержание Документации, мы размещаем закупку на основании строки Плана закупок в разделе 223-ФЗ сайта закупок. А при отборе победителя достаточно создать Конкурсную комиссию?

Consultant_A

Зарегистрирован: 28/02/2014 14:47:49
Сообщений: 5673
Оффлайн

Нет, вы пользуетесь требованиями 44-ФЗ только в части определения поставщика. План-график на одну такую закупку формировать не нужно.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-11916
. Так как открытое акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ, следовательно, не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

То есть исключая само содержание Документации, мы размещаем закупку на основании строки Плана закупок в разделе 223-ФЗ сайта закупок. А при отборе победителя достаточно создать Конкурсную комиссию?

Закупка должна осуществляться в разделе ЕИС именно по 44-ФЗ – просто это нужно сделать без плана-графика. Функционально это можно сделать.

Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 20/04/2016 17:45:09

http://www.pro-goszakaz.ru/
Sannata

Зарегистрирован: 09/12/2015 10:11:29
Сообщений: 14
Оффлайн

Нет, вы пользуетесь требованиями 44-ФЗ только в части определения поставщика. План-график на одну такую закупку формировать не нужно.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-11916
. Так как открытое акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ, следовательно, не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

То есть исключая само содержание Документации, мы размещаем закупку на основании строки Плана закупок в разделе 223-ФЗ сайта закупок. А при отборе победителя достаточно создать Конкурсную комиссию?

Закупка должна осуществляться в разделе ЕИС именно по 44-ФЗ – просто это нужно сделать без плана-графика. Функционально это можно сделать.

То есть нам в любом случае нужно делать электронный ключ по 44-ФЗ?

Consultant_A

Зарегистрирован: 28/02/2014 14:47:49
Сообщений: 5673
Оффлайн

Нет, вы пользуетесь требованиями 44-ФЗ только в части определения поставщика. План-график на одну такую закупку формировать не нужно.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2015 г. N ОГ-Д28-11916
. Так как открытое акционерное общество не является заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ, следовательно, не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

То есть исключая само содержание Документации, мы размещаем закупку на основании строки Плана закупок в разделе 223-ФЗ сайта закупок. А при отборе победителя достаточно создать Конкурсную комиссию?

Закупка должна осуществляться в разделе ЕИС именно по 44-ФЗ – просто это нужно сделать без плана-графика. Функционально это можно сделать.

То есть нам в любом случае нужно делать электронный ключ по 44-ФЗ?

Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год

В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга сформирована обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год.

В 2018 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга (далее – Палата) проведено 28 контрольных, одно экспертно-аналитическое и 3 мероприятия по аудиту в сфере закупок, в рамках которых оценивалась деятельность заказчиков Санкт-Петербурга и муниципальных заказчиков на предмет соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ и иного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Всего в 2018 году было выявлено 3 140 нарушений (из них финансовых нарушений – 733 на общую сумму 6 019,1 млн. рублей, в том числе в рамках:

  • контрольных и экспертно-аналитических мероприятий – 2 329 нарушения, из них 708 финансовых нарушений на сумму не менее 3 931,3 млн. рублей;
  • мероприятий по аудиту в сфере закупок – 811 нарушений, из них 25 финансовых нарушений на сумму не менее 2 087,8 млн. рублей.

Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, составило 70, из них: 56 заказчиков Санкт-Петербурга и 14 муниципальных заказчиков.

Самыми многочисленными нарушениями, выявленными в 2018 году при проведении контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и мероприятий по аудиту в сфере закупок, являются следующие:

  1. Отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (875 нарушений или 27,9 % от общего числа нарушений).

В 2018 году существенно участились случаи выявления нарушений, связанных с непредставлением информации о заключении и исполнении контрактов для ее размещения в ЕИС в реестре контрактов, а также отчетов об исполнении контрактов.

Следует отметить, что непредставление, несвоевременное представление информации, требуемой к размещению в ЕИС, не соответствует принципу открытости и прозрачности, установленному ст. 7 Федерального закона 44-ФЗ.

Наибольшее количество таких нарушений было выявлено у СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» (311 нарушений) и СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (282 нарушения) в ходе проведения контрольных мероприятий и мероприятий по аудиту в сфере закупок.

  1. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (361 нарушение или 11,5 % от общего числа нарушений).

Заказчиками Санкт-Петербурга и муниципальными заказчиками не размещались в ЕИС информация о заключенных контрактах.

Например, в нарушение требований действующего законодательства, согласно которым в реестр контрактов включается информация о контрактах, в том числе, заключенных на основании п. 15 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ для включения в реестры контрактов не представлена информация о 128-ми контрактах на общую сумму не менее 13 453,2 тыс. рублей, при этом, согласно ч. 8 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате.

Также заказчиками Санкт-Петербурга и муниципальными заказчиками не размещались (несвоевременно размещались) документы о приемке товара, выполненных работ (оказанных услуг).

  1. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (347 нарушений или 11,1 % от общего числа нарушений, из них 305 финансовых нарушений на сумму не менее 503 204,3 тыс. рублей).

Данное нарушение действующего законодательства наиболее часто выражается в принятии и оплате товаров, работ, услуг, объем и качество которых не соответствует условиям заключенных государственных контрактов и договоров, а также оплате фактически не выполненных работ.

Наибольшее количество и наибольший объем нарушений был выявлен в ходе проведения контрольных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» (СПб ГУП «ГЦРР») – 167 нарушений на общую сумму 303 934,2 тыс. рублей.

Например, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» приняты и оплачены работы (услуги), не соответствующие условиям договоров, а именно: приняты и оплачены строительно-монтажные работы по завышенной стоимости в результате применения расценок, не соответствующих выполняемым видам работ, расценок, применение которых не требовалось, применения повышающих коэффициентов, не предусмотренных действующим законодательством; приняты и оплачены работы, не подтвержденные отчетной документацией, отсутствующие в сметной документации, ранее уже выполненные и оплаченные по иным договорам; приняты и оплачены фактически не выполненные работы.

В рамках выполнения работ по государственным контрактам, договорам, заключенным СПб ГУП «ГЦРР», в части централизованного праздничного оформления Санкт-Петербурга была выполнена техническая подготовка праздничного оборудования, тогда как согласно условиям Технических заданий предусмотрено, что подрядная организация после демонтажа осуществляет передачу оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям к внешнему виду и находиться в работоспособном состоянии. Однако, согласно актам технического состояния, на момент сдачи оборудования на склад Заказчика для большей части праздничного оборудования требовалась техническая подготовка, имелись загрязнения, деформация и поломка оборудования, а также замена части элементов, входящих в состав оборудования, тогда как акты сдачи- приемки выполненных работ и акты технического состояния подписаны СПб ГУП «ГЦРР» без замечаний (121 нарушение на сумму 142 028,6 тыс. рублей).

В муниципальных органах власти, как и в 2017 году среди наиболее частых нарушений данного вида выявляется значительное количество нарушений при проверке работ по благоустройству территории внутригородских муниципальных образований (далее – ВМО).

Так, например, местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское произведена оплата фактически неиспользованного материала (глиняные плиты, портланцемент) при выполнении работ по благоустройству территории, что повлекло потери местного бюджета.

  1. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (223 нарушения или 7,1 % от общего числа нарушений, из них 184 финансовых нарушений на сумму не менее 308 904,6 тыс. рублей).

В 2018 году при проведении контрольных мероприятий и аудита в сфере закупок Палатой установлено значительное количество нарушений, допущенных при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), что в конечном итоге привело к удорожанию стоимости контрактов и потерям бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов.

Наибольшее количество нарушений выявлено в ходе проверки формирования и исполнения бюджета ВМО муниципальный округ Смольнинское. Администрацией муниципального округа при обосновании НМЦК были использованы коммерческие предложения, в которых ценовые предложения даны в целом по мероприятиям (экскурсиям), общей группе товаров (подарочным наборам, призам и пр.), входящим в состав закупок, без указания информации о рыночных ценах каждого товара (работы, услуги), что повлекло завышение стоимости товаров (работ, услуг) и потери местного бюджета. Также Администрацией муниципального округа, при обосновании НМЦК отдельных контрактов методом сопоставимых рыночных цен, цены закупаемых товаров, работ и услуг определены с завышением относительно рыночных цен на идентичные (однородные) товары, работы и услуги.

Наибольший объем финансовых нарушений при обосновании и определении НМЦК на сумму 146 254,6 тыс. рублей был выявлен в ходе контрольного мероприятия по проверке деятельности Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Так, НМЦК контрактов на оказание услуг по организации экспозиции Санкт-Петербурга и проведение мероприятий в рамках Петербургского международного экономического форума из-за применения ценовой информации потенциальных поставщиков, не содержащей расчета цен товаров, работ, услуг, сформирована без учета Методических рекомендаций Минэкономразвития, предусмотренных положениям ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, что не соответствует установленному ст. 12 этого закона принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.

  1. Внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством (153 нарушения или 4,9 % от общего числа нарушений, из них 105 финансовых нарушений на сумму не менее 230 781,9 тыс. рублей).

Палатой в 2018 году выявлены нарушения при внесении изменений в контракты, а именно увеличение (уменьшение) стоимости отдельных товаров работ, услуг более чем на 10 %, включение в контракты дополнительных работ (услуги), выполнение (оказание) которых не было предусмотрено условиями контрактов, а также иные изменения существенных условий контрактов.

Наибольший объем по количеству и по сумме выявленных нарушений был установлен в ходе проведения выборочной проверки законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга и подведомственными ей учреждениями и организациями (28 финансовых нарушений на общую сумму 161 418,3 тыс. рублей) и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» (23 нарушения, из них 18 финансовых на общую сумму 20 003,3 тыс. рублей).

Читайте также:  Взимание платы за участие в запросе котировок по 44-ФЗ

Так, подведомственными Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга учреждениями и организациями были внесены изменения в контракты с нарушением требований, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, запрещающих внесение изменений в существенные условия контрактов (договоров) более чем на 10 % от предусмотренных контрактом объемов работ или услуг, а именно, дополнительными соглашениями и соглашениями о расторжении контрактов изменена их цена и объемы работ более чем на 10 % (в размерах от 12 % до 100 %).

СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» в нарушение положений ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, были заключены дополнительные соглашения к контрактам, в соответствии с которыми определены дополнительные работы (услуги), выполнение (оказание) которых не было предусмотрено условиями контрактов, что, в свою очередь, привело к дополнительным расходам средств бюджета Санкт-Петербурга и собственных средств бюджетного учреждения. Также СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» были заключены дополнительные соглашения к контрактам, в соответствии с которыми были увеличены объемы отдельных сметных затрат с превышением установленной нормы (более десяти процентов), а также увеличен срок окончания выполнения работ, являющийся существенным условием контракта.

  1. Нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (134 нарушения или 4,3 % от общего числа нарушений, из них 62 финансовых нарушений на сумму не менее 2 248 213,5 тыс. рублей).

Данное нарушение было выявлено у 11 объектов контроля, в том числе у СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» на общую сумму 2 064 893,5 тыс. рублей (91,8 % всего объема нарушений при выборе способа определения поставщика) в ходе проведения мероприятия по аудиту обоснованности заключения контрактов с единственным поставщиком, по итогам которого был сделан вывод о допущении указанными заказчиками нарушения при выборе способа определения поставщика как закупка у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, поскольку обстоятельства приведшие к необходимости заключения указанных контрактов не обусловливались произошедшей аварией, чрезвычайной ситуацией, действием непреодолимой силы.

При этом, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» предоставило пояснения, в которых выразила несогласие с выявленным нарушением, поскольку, по его мнению, действия осуществлялись в условиях крайней необходимости. Однако нормами Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком по основанию «крайней необходимости». Кроме того, выводы Палаты подтверждены материалами дел об административных производствах Комитета по государственному финансового контролю Санкт-Петербурга в отношении должностных лиц СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и СПб ГКУ «Фонд капитального строительства», которыми установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для осуществления закупки способом у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, отсутствовали.

В 2018 году наибольший объем финансовых нарушений был выявлен в результате несоблюдения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) – 69 нарушений на сумму не менее 2 720 969,5 тыс. рублей, что составляет 45,2 % всего объема финансовых нарушений.

Наибольший объем нарушений условий реализации контрактов (94,3 % всего объема финансовых нарушений данного вида) был выявлен в ходе проведения выборочной проверки реализации мероприятий по подготовке объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренных Программой подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее – КРТИ), в том числе в нарушение:

  • положений Соглашений об осуществлении строительного контроля за выполнением работ по объекту, являющихся приложениями к контрактам, КРТИ и ГКУ «ДТС» осуществлена приемка и оплата работ на сумму не менее 1 375 833,70 тыс. рублей без подтверждения качества выполненных работ, достоверности содержащихся в документах сведений об объемах, составе и стоимости выполненных работ;
  • условий государственного контракта работы по строительству путепроводной развязки стоимостью 240 944,3 тыс. рублей были приняты и оплачены ГКУ «ДТС» в отсутствие авторского надзора;
  • условий контрактов, КРТИ и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее – ГКУ «ДТС») затраты подрядчика по страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, возмещены сверх фактически произведенных расходов на сумму НДС в размере 16 835,5 тыс. рублей, не подлежащего возмещению как не подтвержденного документально, что повлекло потери бюджета Санкт- Петербурга;
  • требований п. 1 ст. 452 ГК РФ и условий контракта, КРТИ изменение цены и объема оказанных услуг по контракту не оформлено дополнительным соглашением, подлежащим размещению в ЕИС, что не обеспечивает открытость и прозрачность в сфере закупок.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес руководителей объектов контроля Палатой вынесено 16 представлений, в правоохранительные органы направлено 47 материалов проведенных проверок.

В результате рассмотрения отчетов Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга приняты, в том числе, следующие меры:

  • произведен возврат денежных средств в доходы местных бюджетов на сумму не менее 160 тыс. рублей и бюджет Санкт-Петербурга на сумму не менее 1 508,5 тыс. рублей;
  • выполнены работы на сумму не менее 1 089,7 тыс. рублей;
  • применено не менее 32 мер дисциплинарной ответственности;
  • в адрес подрядных организаций направлено не менее 8 претензионных писем;
  • один сотрудник уволен.

Таким образом, по результатам проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий установлено, что в 2018 году в сфере государственных и муниципальных закупок сохраняется ряд системных нарушений и недостатков, основными причинами которых, как и в 2017 году, являются отсутствие надлежащего контроля за действиями сотрудников, непрофессиональные действия которых приводят к указанным нарушениям; отсутствие сопоставимой с нарушением ответственности за допускаемые государственными и муниципальными заказчиками и исполнителями правонарушения; короткий срок исковой давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере закупок.

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ, и для чего он нужен?

Закон о госзакупках 44-ФЗ предусматривает ряд мероприятий, направленных на контроль за выполнением исполнения контракта и надзор за закупочными мероприятиями. Одним из нововведений в системе закупок является внедрение системы мониторинга и аудита контрактов.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Аудит в сфере госзакупок: законодательное регулирование

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Аудит в сфере государственных закупок регулируется нормами ст. 97 ФЗ-44. Его следует отличать от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, которая направлена на выявление нарушителей (как на стороне заказчиков, так и исполнителей) и привлечение их к административной ответственности.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и конкурентных процедур; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Кто проводит аудит госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Счетные палаты муниципальных образований.
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Кого и что проверяют

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и муниципальной программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • юридических лиц;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб внутреннего контроля.

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный, который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап, который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап, включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

  • планы;
  • планы-графики закупок;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах;
  • реестры заключенных контрактов;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных поставщиков;
  • каталоги необходимых товаров;
  • правила нормирования;
  • оригиналы заключенных контрактов;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет цены контракта, и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами.

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые торги в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной комиссии, общественном обсуждении заказов и пр.); планировании закупки; в документации (не прописаны или предъявлены недопустимые требования к участникам, нет обязательных условий в проекте контракта, не установлены критерии оценки заявок и пр.); по подписанным контрактам (соответствует ли договор предложению участника, какие сроки заключения контракта и внесения обеспечения по нему); по процедурам госзакупок (внесено ли обеспечение по закупке, предприняты ли антидемпинговые меры, насколько обоснованы отказы в допуске участников, велись ли все необходимые протоколы), а также при исполнении договора (законность внесения правок, экспертиза результатов, своевременность работы, порядок расторжения и пр.).

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения. Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг. В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию