Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ учреждениями культуры, образования, отдыха и спорта

Упрощен порядок проведения закупок в сфере культуры

Автор: Морозова Л., эксперт журнала

Федеральным законом от 01.05.2019 № 70-ФЗ внесены изменения в законодательство о закупках, согласно которым учреждениям культуры станет проще осуществлять закупки. Новшества начинают действовать с 31 июля 2019 года. О том, какие привилегии появятся у этих учреждений, поговорим в статье.

Правоприменительная практика реализации законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила ряд существенных недостатков в применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в сфере культуры. В ряде случаев нормы данного закона становятся препятствием на пути эффективной организации культурной деятельности. В связи с этим, а также с целью упрощения закупок в сфере культуры законодатели вносят изменения в законе о контрактной системе (и не только).

Госзакупки у единственного поставщика.

Закупки до 400 тыс. руб. (600 тыс. руб.). Ранее в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждения культуры могли осуществлять госзакупки учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб. без проведения торгов (то есть у единственного поставщика). В данном случае речь идет о государственных (муниципальных) учреждениях культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также о таких учреждениях, как зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, концертные учреждения, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.

В новой редакции данной нормы перечень учреждений культуры был расширен. К перечисленным выше добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.

И что самое главное, увеличился лимит суммы закупок, позволяющий размещать их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Значит, теперь без торгов можно осуществлять еще больше закупок. Однако при их проведении необходимо соблюдать и новые ограничения по годовому объему. Так, годовой объем закупок на сумму до 600 тыс. руб. не должен превышать:

либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и составлять не более 30 млн руб. (ранее 20 млн руб.).

Закупки у авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами. Приведем новую и старую редакции пп. 13 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которым установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика.

Новая редакция

Старая редакция

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Таким образом, внесенные новшества позволяют без проведения торгов закупать у конкретных авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами или лицензиями, не только сами произведения, их публичные исполнения, фонограммы, но и права на них.

Закупка музыкальных инструментов. Учреждения культуры теперь вправе приобретать музыкальные инструменты у единственного поставщика (юридического или физического лица) на основании пп. 17 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Ранее положения данного пункта распространялись лишь на следующие закупки учреждениями культуры:

создание произведения литературы или искусства по договору с конкретным физическим лицом;

исполнение произведений по договору с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность;

изготовление и поставку декораций, сценической мебели, сценических костюмов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий по договору с физическим или юридическим лицом.

Закупки за счет подаренных (пожертвованных) средств.

К закупкам, по которым бюджетные учреждения не обязаны соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, помимо закупок за счет собственных средств, средств грантов, добавляются закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования). Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и пп. 4 п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ[1].

Отметим, что упомянутые закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять на основании требований Закона № 223-ФЗ при условии наличия у них соответствующего положения о закупках, размещенного в единой информационной системе до начала года.

С целью проведения закупок с учетом названных новшеств в 2019 году бюджетным учреждениям разрешается до 1 октября 2019 года внести необходимые изменения в законе о контрактной системе и план закупки.

Дополнительные требования к исполнителям, допущенным к архивам библиотек и музеев

При заключении контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик вправе включить в него условие о выполнении подрядчиком работ (об оказании исполнителем услуг) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Данные положения прописаны в новом п. 29.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Обобщим новшества, принятые с целью упрощения проведения закупок учреждениями культуры. С 31 июля 2019 года:

1) с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. увеличится сумма единовременной закупки у единственного поставщика, с 20 млн руб. до 30 млн руб. – предельная величина годового объема таких закупок. При этом, как и раньше, указанные закупки не должны превышать 50 % совокупного годового объема всех закупок заказчика;

2) будет расширен список учреждений культуры, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика (добавляются дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел);

3) появится возможность заключения с единственным поставщиком контракта на изготовление и поставку музыкальных инструментов;

4) смягчатся требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет подаренных средств, в том числе пожертвований и благотворительных взносов. Учреждение вправе самостоятельно прописать порядок проведения закупок в положении о закупках;

5) появится возможность прямого запрета на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг), предполагающих допуск подрядчиков, исполнителей к базам данных, архивам и хранилищам музеев, библиотек.

Принятие перечисленных изменений, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных (муниципальных) учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс закупок в сфере культуры.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ учреждениями культуры, образования, отдыха и спорта

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупки для нужд учреждений культуры имеют свою особенность и прежде всего это связано с тем, что отдельные предметы закупок носят индивидуальный характер с элементами художественной фантазии и творчества.
В свою очередь и законодатель, принимая во внимание нюансы закупки произведений литературы или искусства, авторские сценарные и постановочные разработки, предусмотрел для них льготные правила.

Определяем правила “игры”

В зависимости от того, к какому типу учреждения относится закупающая организация, процесс планирования и организации закупочной деятельности регламентируется в рамках либо Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ), либо Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупке товаров (далее – Закон № 223-ФЗ). Напомним, что Закон № 44-ФЗ регламентирует закупочные действия государственных (муниципальных) заказчиков и бюджетных учреждений, а Закон № 223-ФЗ – закупки госкорпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, автономных учреждений и др.
В зависимости от статуса заказчика и полномочий учреждения культуры, предусмотренных учредителем или наблюдательным советом, закупки для их нужд могут осуществляться в рамках указанных законов, например:
– муниципальное бюджетное учреждение культуры “Мамонтовский районный дом культуры” осуществляет закупки по регламенту, предусмотренному Законом № 44-ФЗ;
– муниципальное автономное учреждение культуры города Магадана “Городской парк” или муниципальное предприятие города Омска “Парк культуры и отдыха” осуществляют свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
Соответственно, сравнивать закупочный опыт или анализировать типичные нарушения таких учреждений между собой не представляется возможным.
В рамках настоящей статьи будет сделан акцент на практику закупок для нужд учреждений культуры исключительно по Закону № 44-ФЗ, который устанавливает единые закупочные правила.

Кто может закупать?

Проводя закупочные процедуры, как правило, сами учреждения культуры непосредственно выступают заказчиками, проводя все процедуры от “А до Я”. Но в целях оптимизации трудозатрат, связанных с их организацией и проведением, положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность проводить закупки через специально созданные закупочные структуры – уполномоченные по закупкам органы (учреждения). Создание такого органа возможно как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Такие закупки называют централизованными.

Например, администрация Охотского района Хабаровского края проводит электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт зрительного зала и фойе второго этажа Центра культурно-досуговой деятельности. Таким образом, в качестве уполномоченного органа по данной закупке выступает администрация. Указанная закупка проводится от имени и за счет муниципального казенного учреждения культуры “Центр культурно-досуговой деятельности Охотского муниципального района Хабаровского края”. Основанием для проведения закупки через уполномоченный орган по закупкам является постановление администрации Охотского муниципального района от 31.01.2014 № 40 “О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Охотского муниципального района”.

Напомним, что централизованные закупки допустимы и в рамках организации закупочного процесса, и по Закону № 223-ФЗ и зачастую они носят ведомственный характер. Например, департамент культуры N-ской области для всех своих подведомственных учреждений утверждает типовое положение о закупках и определяет случаи и основания для проведения централизованных закупок.
Введение системы централизованных закупок как на региональном, так и на муниципальном уровнях – это один из инструментов реализации принципов контрактной системы – профессионализма заказчика.
Поскольку большинство государственных и муниципальных учреждений осуществляют свои закупки, руководствуясь положениями Закона № 44-ФЗ, то далее рассмотрим особенности закупок для нужд учреждений культуры в соответствии с правилами и требованиями контрактной системы.

Как закупать?

Контрактной системой закупок предусмотрены две группы закупочных процедур:
– конкурентные (конкурс (все его виды); аукцион (в том числе электронный); запрос котировок и запрос предложений);
– и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Выбор способа закупки, с одной стороны, будет зависеть от начальной (максимальной) цены контракта, а с другой – от объекта закупки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Может ли муниципальное казенное учреждение физической культуры и спорта “Центр развития физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики” осуществлять закупки по п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ

Может ли муниципальное казенное учреждение физической культуры и спорта “Центр развития физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики” осуществлять закупки по п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ (ОКВЭД 93.11- деятельность спортивных объектов)

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,2 рейтинг
  • 988 отзывов

Из буквального толкования п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе следует, что Ваше учреждение вправе осуществлять закупки по данной статье. Тем более ОКВЭД Вашего учреждения соответствует физкультурно-спортивной организации.

Здесь нужно также помнить о предельном годовом объеме закупок, так называемом лимите.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

п. 5 ч. 1. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

В приведенной в Вашем вопросе статье речь идет о физкультурно-спортивной организации:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

Читайте также:  Внесение изменений в договор, заключенный по 223 ФЗ

То есть если в отношении учреждений культуры, образовательных учреждений установлены ограничения по организационно-правовой форме (только учреждения) и виду уставной деятельности, а также для образовательных — по виду собственности (муниципальные или государственные),

то в отношении физкультурно-спортивных организаций, ограничений по организационно-правовой форме не установлено, также, как и по виду деятельности.

Согласно ст. 10 Закона о физической культуре и спорте,

1. Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций.

Т. е. указание в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-фз на физкультурно-спортивную организацию означает и право на осуществление закупок по данному пункту любых таких организаций — казенных учреждений в том числе.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 19 июня 2017 г. N 24-01-10/38131,

учреждения, перечисленные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей в пределах пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем двадцать миллионов рублей, а также на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в пределах пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем пятьдесят миллионов рублей, либо на сумму, не превышающую два миллиона рублей.

В данном случае минфин конкретизировал заказчика именно указанием на учреждение. Аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития от 25.05.2015 № Д28и-1363.

Из этого также следует, что физкультурно-спортивное учреждение вправе заключать контракты по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-фз.

Закупка у единственного поставщика (Т. Шадрина, журнал “Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 8, август 2017 г.)

Закупка у единственного поставщика

“Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Журнал “Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 8, август 2017 г., с. 56-65.

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусмотрены различные способы осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно ст. 24 данного закона спортивные организации могут использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). О последнем виде закупок и поговорим сегодня.

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика?

Первым делом скажем: данный вид закупки предполагает, что спортивная организация предлагает заключить контракт конкретной организации или физическому лицу. То есть процедуры выбора поставщика в данном случае не происходит. Законодатели установили случаи, когда заказчик осуществляет закупу именно у единственного поставщика. Они определены ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Не будем называть их все, потому что случаев, когда закупка осуществляется у единственного поставщика, около 50. Отметим, что в двух случаях учреждение обязано осуществить закупку именно этим способом:

когда закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом закупка должна быть признана несостоявшейся по определенным основаниям.

У единственного поставщика можно купить услуги, связанные:

1. Со строительством (приобретением, арендой) и ремонтом имущества, например:

– закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93);

– аренда жилых помещений, находящихся за границей, заказчиками, которые осуществляют там деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 93).

2. С деятельностью в сфере культуры, спорта и образования, например:

– закупка услуг, связанных с посещением зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– закупка печатных или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей, обладающих исключительными правами (исключительными лицензиями) на использование таких изданий, и оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93);

– заключение образовательными организациями контракта на поставку оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93).

3. С медициной и ликвидацией ЧС, например:

– закупка лекарств по медицинским показаниям. Сумма закупки не должна превышать 200 тыс. руб. Лекарства должны закупаться в объеме, необходимом одному пациенту на срок, который требуется для проведения запроса предложений (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– закупка товаров (работ, услуг), необходимых для ликвидации последствий аварии (иных чрезвычайных ситуаций) либо для оказания экстренной (неотложной) медицинской помощи, если такие товары (работы, услуги) не включены в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 93).

4. С государственным управлением, обороной:

– выполнение работ по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– закупка у единственного производителя российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93).

5. С иными случаями, например:

– оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– заключение бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта на выдачу банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93).

Отдельно остановимся на двух самых распространенных основаниях. Они предусмотрены п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93.

Закупки товаров, работ и услуг на сумму до 100 тыс. руб. (п. 4). Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом N 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. Иными словами, спортивная организация может каждый квартал или месяц покупать таким образом канцтовары, главное условие – сумма контрактов не должна превышать 100 тыс. руб.

Вместе с тем для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения (см. схему):

Напомним, что определение СГОЗ дано в п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ: это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году. Рассчитывается он по формуле:

Упомянутые ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Главное – помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн. руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Закона N 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). В силу этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 N Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупки товаров, работ и услуг на сумму до 400 тыс. руб. (п. 5). Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема и должен составлять не более 20 млн. руб. Осуществлять такие закупки вправе только определенные заказчики, и физкультурно-спортивные организации входят в их число.

Помните: если основание для закупки не названо в ст. 93 Закона N 44-ФЗ, осуществлять закупку у единственного поставщика нельзя. Также нельзя ее осуществлять, если не соблюдаются ограничения, установленные для ее осуществления, например, в части годового объема. Соответственно, закупку придется провести любым другим подходящим способом.

Процедура осуществления закупки

Как и любая другая закупочная процедура, закупка у единственного поставщика состоит из определенных этапов:

подготовка к закупке;

подготовка документов для проведения закупки;

заключение контракта с единственным поставщиком;

уведомление контролирующего органа о заключении контракта.

Рассмотрим эти этапы.

Подготовка к закупке

Первым делом скажем, что все закупки у единственного поставщика должны быть запланированы, следовательно, должны быть включены в план-график.

Итак, чтобы закупка у единственного поставщика состоялась, нужно ее организовать. Для этого издается приказ, в котором фиксируются ответственные лица, сроки мероприятий и иные необходимые для осуществления закупки решения. Данный приказ составляется в произвольной форме работником контрактной службы либо контрактным управляющим.

Отметим, что этот приказ – необязательный документ, и за его отсутствие ответственности не предусмотрено.

Также на этапе подготовки выбирается поставщик. По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика. При выборе необходимо учитывать требования, предусмотренные законом для всех участников закупок (ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Однако есть ряд оснований закупки у единственного поставщика, когда поставщик известен заранее. Например, при закупке печатного или электронного издания определенного автора единственным поставщиком может быть только издатель, обладающий исключительными правами на эти издания.

В некоторых случаях придется согласовывать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. В частности, это придется делать при заключении контракта по п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщика закрытым способом, а также по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что несостоявшимся признано определение поставщика открытым способом, а именно путем:

– конкурса, повторного конкурса;

Если несостоявшимся признан электронный аукцион или запрос котировок, согласовывать заключение контракта не требуется.

Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

Если несостоявшимся признано определение поставщика закрытым способом, обращение направляется в течение десяти дней с даты подписания соответствующего протокола (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В случае признания несостоявшимся определения поставщика открытым способом обращение направляется в течение десяти дней с даты размещения соответствующего протокола в ЕИС (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. Порядок согласования установлен в приложении 2 к Приказу Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 N 189.

На данном этапе разрабатывается и утверждается проект контракта. Делается это силами заказчика. Отметим, что в случае закупки в соответствии с п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

Разрабатывая проект, учтите, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Обычно такой расчет делается в виде отдельного приложения.

Также помните об особенностях условия об обеспечении контракта. По общему правилу заказчик обязан включить это условие в контракт с единственным поставщиком. Однако если осуществляется закупка по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, спортивная организация может не включать в контракт условие об обеспечении исполнения контракта.

К сведению. Согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта по п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 ч. 1 ст. 93 данного закона требования ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (условия об ответственности, порядке оплаты и пр.) могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, в том числе в устной.

В ряде случаев заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать:

– невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;

Читайте также:  Размещение в единой информационной системе отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта по 44 ФЗ после

– цену и другие существенные условия контракта.

Отчет с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком оформляется только в случаях, определенных ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Например, отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика оформляется при осуществлении закупок по п. 3, 6, 9-14, 17, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 43, 46, 49. Требования к порядку составления отчета не установлены, поэтому он составляется в простой письменной форме.

С обоснованием цены, полагаем, вопросов не возникнет, а какие существенные условия контракта необходимо обосновать? На практике таковыми являются условия о предмете договора, а также условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Кроме всего названного, на данном этапе в некоторых случаях – а именно при закупках по п. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В остальных случаях размещать извещение об осуществлении закупки в ЕИС не требуется.

К извещению о проведении закупки целесообразно приложить проект контракта, поскольку именно в нем перечислены все условия закупки.

Заключение контракта с единственным поставщиком

Заключение контракта осуществляется подписанием его сторонами. При необходимости до подписания спортивное учреждение должно проверить факт поступления денежных средств или условия банковской гарантии, в случае если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта). Напомним, что такое требование всегда установлено, если закупка у единственного поставщика осуществляется по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Помните, что нарушение срока предоставления обеспечения исполнения контракта влечет признание поставщика уклонившимся от заключения контракта.

Поскольку предполагается, что условия контракта согласованы, законодатель не установил общего срока на подписание контракта с единственным поставщиком. То есть подписание возможно в любой день. Однако если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), то он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика, проведенного открытым способом на основании ч. 4 или 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, несостоявшимся.

В случае признания несостоявшимся запроса котировок или электронного аукциона контракт следует заключить в сроки, установленные нормами о порядке проведения таких закупок (ч. 13 ст. 78, ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ спортивное учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Если закупка осуществляется для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, уведомление направляется соответственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Примечание. В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Процедура закупки у единственного поставщика не такая уж и сложная, тем более что законодательством установлено лишь несколько сроков – и то для некоторых исключений (размещение извещения и заключение контракта в случае осуществления закупки на основании признания несостоявшимися закупок осуществляемых другими способами). Соответственно, один из больших плюсов – минимальная длительность процедуры.

Еще одним несомненным плюсом является то, что закупка у единственного поставщика позволяет заключить контракт с известным спортивной организации поставщиком. То есть заказчик уверен в поставщике, и все условия контракта согласованы до его заключения.

Конечно, есть у данной процедуры и минусы, но их в основном видят контролирующие органы. Они считают, что при таких закупках учреждения недостаточно экономят бюджетные средства из-за возможности сговора с поставщиком, да и качество исполнения контракта довольно часто оставляет желать лучшего.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться спортивной организацией по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Такая закупка товаров (работ, услуг) является наиболее удобной в том случае, если цена контракта незначительна. В подобном случае не требуется размещать в ЕИС извещение о проведении закупки, даже договор можно не заключать в письменной форме. Но помните, что если спортивное учреждение проведет закупку у единственного поставщика в нарушение требований законодательства, например, когда превышен годовой объем таких закупок, то учреждению грозит административная ответственность. Допустим, если закупка у единственного поставщика будет осуществлена тогда, когда нужно было закупить товары, работы или услуги через конкурс или аукцион, должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 тыс. руб. (ст. 7.29 КоАП РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства “Аюдар Инфо”

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО “Аюдар Инфо”

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Новости

Наталья БУРЫЛЕВА, юрист по закупкам экспертно-правового отдела.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Случаи закупки у единственного поставщика, пошаговая инструкция, а также плюсы и минусы такой закупки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru . По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2019 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим… ( Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2019 г.).

Содержание:

1. Что значит закупка у единственного поставщика?

Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

Читайте также:  Создание контрактной службы для закупок по 44-ФЗ

2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно здесь.

2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей , заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС ( zakupki.gov.ru ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

4. Выводы и рекомендации

В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.

Во-первых, закупки у ЕП являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайтах agregatoreat.ru и zakupki.mos.ru .

В-третьих, если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.

В-четвертых, выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.

В-пятых , если вы хотите стать для заказчиков ЕП и забыть про конкуренцию, то изучите этот небольшой курс. Курс состоит из 9-ти видео уроков:

Видео 1 — Случаи осуществления закупок у ЕП
Видео 2 — Заключение контракта с ЕП по итогам несостоявшихся закупок
Видео 3 — Программное обеспечение для определения закупок без участников
Видео 4 — ЕАТ Березка
Видео 5 — Обзор сайта ЕАТ Березка
Видео 6 — Портал поставщиков Москвы
Видео 7 — Обзор сайта Портал поставщиков Москвы
Видео 8 — Обзор электронных магазинов малых закупок
Видео 9 — Как стать единственным поставщиком? Рекомендации

На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!

Ссылка на основную публикацию