Закупка у единственного поставщика услуг по газоснабжению по 44 ФЗ

Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция

Что понимается под закупкой коммунальных услуг

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией. Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий, выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), п. 8 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется тарифный метод обоснования цены: для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. Отчет об исполнении договора (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:

Письмо Минфина России от 20.02.2018 № 24-05-09/10720 “О заключении контракта на закупку услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком”

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена совокупность условий, при которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
1) предметом контракта является оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) контракт заключается на оказание вышеуказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (далее – Закон о газоснабжении):
газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
газ – природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

На основании изложенного, по мнению Департамента, заказчик вправе заключить контракт на услуги по газоснабжению (за исключением оказания услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в случае если газоснабжение осуществляется по ценам (тарифам), регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения о государственном регулировании цен на газ и отдельных тарифов установлены Главой VI Закона о газоснабжении, а также соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в связи с чем заявитель вправе рассмотреть вопрос об обращении в ФАС России по вопросам в сфере регулирования цен (тарифов).

Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий

    On 28.07.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Объекты закупок, ФАС

Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей. С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен. И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для закупки электричества, услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания. А малые закупки оставить на всякий случай — вдруг возникнут какие-то срочные потребности?

Читайте также:  В документации о закупке работ установлены требования к используемому товару

Основания для закупки коммунальных услуг

Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.

Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ)

Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы

Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.

Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.

Связь

Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.

Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).

Планирование закупки коммунальных услуг

Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода — использовать следует именно его.

При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке — их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73). Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается закупка у единственного поставщика.

Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:

  1. Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
    • постановление от 05.06.2015 № 552 — план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 553 — план-график.
  2. Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
    • постановление от 21.11.2013 № 1043 — план закупки;
    • постановление от 05.06.2015 № 554 — план-график.

Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:

Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями

Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод». А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.

В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.

Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.

Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически — данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.

Содержание контракта

Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:

  1. Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
  2. Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
  3. Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
  4. Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
  5. Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).

Если предусмотрен аванс

Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.

Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?

Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом — в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая ретроактивная оговорка.

В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо. И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).

Когда контракт заключен

После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема, а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.

Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:

Отказ в регистрации контракта с указанием причин

А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:

Отказ по причине неуказания аванса

Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:

Условие об авансе прописывается в % и в рублях

Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.

В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения, если они имеются. Иначе можно получить штраф.

Исполнение контракта

После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.

Читайте также:  Закупка по 44 ФЗ МУП услуг по транспортировке воды и стоков

Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.

Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.

Нужно ли отчитываться по этапам контракта?

Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта. Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.

Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.

Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.

Если план расходится с фактическими затратами

Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано. При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления. Изменение следует отразить в плановых документах. В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.

Вопрос: Организация заключает контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода, сумма контракта – менее 100 тыс. руб. Услуги оказываются монополистом. На основании какого пункта (п. 1, п. 4 или п. 8) части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо заключить контракт? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.)

Организация заключает контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода, сумма контракта – менее 100 тыс. руб. Услуги оказываются монополистом.

На основании какого пункта (п. 1, п. 4 или п. 8) части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо заключить контракт?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации контракт может быть заключен без проведения конкурентных процедур только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона.

Одно из таких исключений предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме у единственного контрагента может осуществляться закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее – Закон N 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария. Сферы деятельности субъектов естественных монополий перечислены в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ, в соответствии с которым в сферу деятельности субъектов естественных монополий входит оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам. Оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий*(1). Поэтому заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ неправомерно. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 N Ф08-10585/14 по делу N А61-1375/2011). Аналогичного мнения по схожим вопросам придерживаются специалисты некоторых ведомств (Вопрос: Дайте разъяснение, вправе ли казенное учреждение заключить контракт на техническое обслуживание оборудования газовой котельной согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе? (“Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере”, N 2, март-апрель 2015 г.)).

Пунктом 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено еще одно основание для заключения контракта с единственным контрагентом. В соответствии с указанным пунктом может быть заключен контракт на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Цены на услуги по техническому обслуживанию газопроводов государственному регулированию не подлежат (письмо ФАС России от 23.06.2010 N АГ/19556). Сказанное подтверждает многочисленная судебная практика (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 N 02АП-3496/14, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2014 N Ф07-10606/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 N 10АП-1707/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 N 07АП-1218/12). Затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 23.06.2005 N СН-3765/9 “О расходах на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования”).

Таким образом, заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также неправомерно.

Учитывая, что стоимость услуг в рассматриваемой ситуации менее 100 тыс. руб., полагаем, контракт без проведения конкурентных процедур может быть заключен только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

15 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Аналогичной позиции придерживаются суды (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 N 07АП-1607/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 N 13АП-13232/15). Более того, решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 признаны недействующими пункты Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа. Соответственно, оказывать услуги по техническому обслуживанию газопроводов могут не только субъекты естественных монополий, но и иные организации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Читайте также:  Приказ руководителя бюджетного, казенного учреждения об утверждении плана закупок товаров

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел “Правовая поддержка” (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу “Правовая поддержка” Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Новости

Наталья БУРЫЛЕВА, юрист по закупкам экспертно-правового отдела.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Закупка у единственного поставщика услуг по газоснабжению по 44 ФЗ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупка коммунальных услуг – это то, без чего не может обойтись любое учреждение. И за десятилетия существования системы регламентированных закупок заказчика уже трудно чем-либо удивить. Но 2019 год богат на закупочные новеллы, часть из которых вступила в силу летом текущего года, а часть еще только вступает в «свои права».
Рассмотрим отдельные вопросы закупок услуг коммунальной сферы с учетом актуальной редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконных актов.

Основания для закупки

В связи со спецификой функционирования рынка коммунальных услуг бюджетным учреждениям предоставлено право заключать контракты без проведения конкурентных процедур. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает большой набор оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В отношении коммунальных услуг предусмотрены следующие специальные пункты указанной нормы для заключения контракта:

пункт 1 – закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). Статьей 4 указанного закона перечислено 12 сфер деятельности естественных монополий. В отношении коммунальных услуг для заказчиков интерес представляют следующие:
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
пункт 8 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
пункт 29 – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

И отметим еще одно основание, которое опосредованно можно отнести к основаниям закупки коммунальных услуг, – это пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает право заказчика заключать контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В перечисленных случаях ограничения по цене контракта не установлены, но есть ограничения по предмету контракта – установлен перечень услуг, которые можно закупать. Обратите внимание, так называемые малобюджетные заказчики имеют право закупать коммунальные услуги по универсальному основанию – пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию