Закупка унитарными предприятиями товаров из иностранных государств по 44 ФЗ

Все запреты в госзакупках на 2020 год

Ближайшие изменения в запретах по 44-ФЗ

Правительством принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на допуск товаров иностранного происхождения (устанавливает ст. 14 44-ФЗ).

С 25.12.2019 вступают в силу постановления правительства № 1674 и № 1675 от 14.12.2019. Они изменяют правила применения запретов в закупках ряда импортных автомобилей. Заказчики смогут купить импортные авто, если они:

  1. Соответствуют требованиям к товарам автомобилестроения из приложения к постановлению правительства № 719 от 17.07.2015. Они тоже изменены отдельным документом.
  2. Производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 01.01.2015 автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701–8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе авто заключили с Минэкономразвития и выполнялись надлежащим образом.
  3. Производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 01.04.2016 производство в режиме, который предусмотрен соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории России ряд операций.

Правительство подготовило масштабную реформу национального режима. Планируется, что изменения вступят в силу с 01.01.2020. Подробнее об этой реформе писали в статье «Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима».

Сферы действия запретов

Ст. 14 закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ:

  1. Машиностроение — постановление № 656 от 14.07.2014.
  2. Легкая промышленность — постановление № 791 от 11.08.2014.
  3. Программное обеспечение — постановление № 1236 от 16.11.2015.
  4. Продукция, имеющая оборонное значение, — постановление 9 от 14.01.2017.
  5. Продукция станкоинструментальной промышленности, имеющая оборонное значение, — постановление № 239 от 07.03.2019.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные товары. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запреты товаров машиностроения

В постановлении правительства № 656 от 14.07.2014 указано, на какие виды транспортных средств распространяется запрет на поставку товаров машиностроения иностранного происхождения:

  1. Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
  2. Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
  3. Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
  4. Прочие автотранспортные средства.

Имеются и исключения, когда закупают перечисленные товары зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

  1. Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия этого контракта.
  2. Если нет аналогов российского производства и они соответствуют требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
  3. Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Запрет не распространяется на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Запреты в легкой промышленности

Постановление правительства № 791 от 11.08.2014 устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (44-ФЗ), при покупке легкой промышленности и услуг по их прокату, к которым относятся:

  • ткани текстильные;
  • одеяла;
  • белье постельное, столовое, туалетное;
  • ковры и прочее.

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка товара, который произведен в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.

Нормативный актПП РФ № 656 от 14.07.2014.
Когда применятьЗапрет на закупку товаров машиностроения распространяется при проведении конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.
Как применятьЗапрещено приобретать иностранные товары.
Что прикладывают к заявке на участиеЛюбой из документов:

  1. Копия СПИК.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП, приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
  3. Разовый сертификат СТ-1 (приказ ТПП № 64 от 25.08.2014).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур и в закупках у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Запрет на закупку иностранной продукции. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС).

Нет запрета, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь..

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный актПП № 791 от 11.08.2014.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участиеДекларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых он изготовлен (в свободной форме).
Можно ли включить в закупку позиции как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Не запрещено, но не рекомендуется.

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Запреты продукции оборонного значения

Сейчас работает запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода по ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, постановление правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный актПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять
Как применятьЗапрещено приобретать иностранную продукцию.
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного Суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такой документ — как правило, сертификат СТ-1.

Нормативный актПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять
Как применять
Что прикладывают к заявке на участие
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПАНельзя.

Запреты продукции станкоинструментальной промышленности для обороны и безопасности

с 11.03.2019 заработало постановление правительства № 239 от 07.03.2019 о запрете закупок продукции станкоинструментальной промышленности. К такой продукции относятся:

  • инструменты;
  • станки;
  • жернова;
  • точильные камни;
  • шлифовальные круги;
  • части и принадлежности.

Вот таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ.

Когда проводите любые конкурентные процедуры и закупаете у единственного поставщика или исполнителя ТРУ для выполнения мероприятий госпрограмм в области обороны страны и безопасности государства, госпрограммы вооружения, других мероприятий в рамках гособоронзаказа и закупки ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ПП 239 не применяется, если есть разрешение Минпромторга на закупку зарубежной продукции.

Устанавливают запрет на закупку иностранных товаров станкоинструментальной промышленности (кроме ЕАЭС) и работ (услуги), которые предусматривают закупку таких товаров. Отклоняют заявки, которые предлагают поставить зарубежные товары.

Документы не требуются. Подтверждает происхождение запись из реестра российской станкоинструментальной продукции или реестра евразийской станкоинструментальной продукции.

Запреты в закупках у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил эти специальные экономические меры указом от 31.05.2017 № 244.

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-ФЗ

В статье рассмотрены механизмы импортозамещения в России: от ограничений до полного запрета. Запрет на закупки у турецких юридических лиц. Для российских производителей существуют преференции на поставку определенных товаров. Рассмотрим кому они полагаются и как реализуются. В статье есть видео комментарии экспертов в области закупок.

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе»

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Запрет на закупки программного обеспечения

Схожий тотальный запрет установлен на закупки иностранного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

  • для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Внимание! Запрета на закупку турецких товаров нет.

В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники.

Подробнее смотрите видео с Юлией Межниковой, ведущей вебинара «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году»

Гособоронзаказ: как участвовать в закупках

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ). Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ. В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.

Что такое гособоронзаказ

Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ. Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Правительственные задания выполняются по цепочке:

Государственными заказчиками по ГОЗ выступают федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Кроме того в рамках гособороназаказа работают Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы.

Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» в организации госсектора

Исполнителем, участвующим в ГОЗ, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или другим исполнителем. Исполнителем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По сути это субподрядчики, исполнители второго уровня.

Особенности гособоронзаказа

Не надо думать, что в рамках ГОЗ государство закупает только какую-то высокотехнологичную, специфическую продукцию или секретные приборы. Заказчикам по 275-ФЗ как любым другим нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника и расходные материалы. Требования к исполнителям гособоронзаказа также вполне стандартные:

  • отсутствие задолженности по налогам и сборам;
  • отсутствие принадлежности к оффшорным компаниям;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Вместе с тем у ГОЗ есть ряд важных отличий от обычных закупок, проводимых в рамках законов № 44-ФЗ или 223-ФЗ:

  • полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-головной испонитель-исполнители»;
  • строгое обоснование цены контракта,
  • отчетность по первому требованию заказчика или госорганов.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Все расчеты — через уполномоченный банк

Головной исполнитель ведет все расчеты с заказчиком и исполнителями через уполномоченный банк. Он выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. То есть исполнителям второго порядка тоже нужен счет в уполномоченном банке.

СПРАВКА. До недавнего времени список уполномоченных банков был размещен на сайте Центрального банка. Но теперь он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п. 4.3 ст. 3 закона № 275-ФЗ).

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Доходы и расходы будут проверять

В контрактах по ГОЗ головным и «простым» исполнителям придется раскрыть следующую информацию:

  • размер прибыли, то есть сколько вы заработаете на его поставке товара, выполнении работ или оказании услуг;
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств (без указания этих данных затраты вам не возместят).

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

ВНИМАНИЕ. Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию (работы, услуги), если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

Нет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Нужно быть готовым в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • любые документы в рамках контракта;
  • информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС. Приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной АСТ ГОЗ.

ВАЖНО. В некоторых закупках по гособоронзаказу требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинской части без такой лицензии.

Если заказ размещен на ЕИС, то для участия в торгах вам следует подать заявку для участия в них привычным способом (см. « Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок »).

Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе « Контур.Закупки » шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к «Контур.Закупкам и получать уведомления о торгах по гособоронзаказу

Для участия в торгах на АСТ ГОЗ сначала следует пройти процедуру подключения к этой площадке. Этот процесс занимает примерно 10 дней. После этого вы получите необходимое программное обеспечение и пройдете аккредитацию на площадке.

Как вести учет по гособоронзаказу

Исполнители обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, осуществляемых в рамках гособоронзаказа и в рамках иной предпринимательской деятельности. Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Закупки унитарных предприятий. Государственные и муниципальные закупки. Переход ГУП и МУП на закупки по 44-ФЗ: с учетом последних изменений

Инесса Александровна

Ольга Юрьевна

Вы можете заказать обучение по этой теме для своего коллектива. Мы свяжемся с Вами, согласуем программу и кандидатуру тренера. Программа будет адаптирована под специфику деятельности вашей компании. Семинары проводим в любом городе РФ и сопредельных государств.

Обучение может пройти в форме вебинара. При проведении вебинара программа разбивается на блоки по 4 ак. часа.

Не нашли нужную программу? Обязательно пришлите нам запрос на интересующую Вас тему.

Хотите пройти обучение индивидуально в удобные для Вас даты? Пришлите нам заявку для согласования программы и дат. Минимальная длительность: 1 день – 8 ак. часов (1 академический час = 45 мин.). Занятия проводятся в оборудованном тренинг-зале в центре Санкт-Петербурга. В стоимость входят рабочие материалы, сертификат, кофе-брейки.

Участники из других городов могут заказать индивидуальное обучение в форме вебинара. При проведении вебинара программа разбивается на блоки по 4 ак. часа.

При корректировке программы обучения под пожелания Клиента возможно изменение стоимости.

Индивидуальный коучинг. Персональная работа с Вами по разработке стратегии тендеров и закупок. Наставничество. Сопровождение.

  • Поддерживающие коуч-сессии в форме вебинаров и личных консультаций.
  • Для компании:

    Сопровождение компании при участии в тендерах, подготовка док-в для участия в тендерах, анализ электронных площадок, ЭЦП, организация тендеров, торгов и т.д.

    Аудит отдела закупок. Консалтинг закупок.

    Организация и составление исчерпывающих спецификаций на закупаемую продукцию для лишения поставщиков возможности обмануть при поставке.

    Построение системы поставок. Комплексная оценка поставщиков.

  • Анализ системы управления запасами.
  • В закон № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и в закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми унитарные предприятия с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки в режиме Закона о контрактной системе.

    Целевая аудитория: профильные специалисты государственных и муниципальных унитарных предприятий, госслужащие, контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, экономисты, работников отделов закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Познакомить слушателей с алгоритмом перевода закупочной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП, МУП) на правила Контрактной системы (ФЗ-44).

    На семинаре будут рассмотрены:

    · Правила банковского сопровождения контрактов

    · Правила подготовки и размещения в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО

    · Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в постановлении Правительства РФ

    · Порядок формирования идентификационного кода закупки в приказе Минэкономразвития России

    · Типовое положение о контрактной службе в приказе Минэкономразвития России и другие актуальные вопросы.

    1. Основы контрактной системы

    · Цели, задачи и принципы контрактной системы.

    · Участники контрактной системы, их права и обязанности.

    · Комиссия по осуществлению закупок.

    · Переработка положения о закупках унитарного предприятия под нормативно-правовую базу 44-ФЗ.

    · Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.

    · Порядок организации электронного документооборота.

    2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

    · Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    · Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

    · Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

    3. Планирование и обоснование закупок

    · Планирование и обоснование закупок на плановый период (2018-2019гг.).

    · Понятие совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ).

    · СГОЗ и принятие решения о способе определения поставщика.

    · Утверждение, ведение, изменения планов и планов-графиков в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие 44-ФЗ, обзор изменений в рамках планирования, нормирования, обоснования закупок.

    · Новое в планировании ближайшие годы. Разбор кейсов. Централизованные закупки.

    · Понятие начальной (максимальной) цены контракта, порядок и методы ее определения и обоснования в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013г. №567 и статьи 22 44-ФЗ.

    4. Осуществление закупок

    · Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

    · Вопросы участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, участие организаций инвалидов в закупках. Подготовка отчета об объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе. Условия допуска, запреты и ограничения товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с реализацией антикризисных мер Правительства РФ. Обзор нововведений и разбор кейсов.

    · Единые и дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие 44-ФЗ. Обзор новых нормативно-правовых актов и изменений законодательства. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

    · Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок.

    · Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы.

    · Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

    · Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона.

    · Порядок осуществления закупок способом запроса котировок.

    · Порядок осуществления закупок способом запроса предложений.

    · Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    · Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

    · Особенности отдельных видов закупок.

    · Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов.

    · Порядок установления и размер штрафных санкций.

    · О случаях и порядке предоставления заказчиков отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пени).

    · Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами.

    · Проведение экспертизы своими силами, привлечение экспертов, экспертных организаций. Назначение ответственного за проведение экспертизы своими силами, подготовка заключения по экспертизе.

    · Отчет об исполнении контракта и (или) отдельных этапов его исполнения.

    · Банковское сопровождение контракта.

    6. Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

    · Мониторинг и аудит в сфере закупок.

    · Общественный контроль и общественное обсуждение закупок.

    · Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

    · Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки.

    Ответы на вопросы. Практические рекомендации.

    Методы и формы работы

    Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.

    ! Предварительная подготовка : Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на мероприятии. Это сэкономит время и сделает обучение более эффективным.

    ! Данное обучение можно заказать в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара .

    Контрактная система Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг

    официальный сайт

    Новости

    Какие механизмы национального режима применять заказчикам при закупках по 44-ФЗ в 2018 году

    Какие механизмы национального режима применять заказчикам при закупках

    по 44-ФЗ в 2018 году

    Требование соблюдать национальный режим и способствовать импортозамещению прописано в статье 14 Закона № 44-ФЗ.

    Механизмы импортозамещения

    Ситуация: нужно ли бюджетному учреждению, которое проводит электронный аукцион, применять национальный режим и следовать правилам статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

    Да, нужно. Исключений в отношении бюджетных учреждений статья 14 Закона № 44-ФЗ не содержит.

    По Закону № 44-ФЗ работают государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки с учетом особенностей частей 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

    Преференции: особые условия допуска

    Какие преференции и особые условия применять при закупках иностранных товаров по 44-ФЗ

    Если закупаете объекты из перечня, то обязаны поддержать поставщиков продукции из ЕАЭС и соблюсти правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия пропишите в извещении. Таково требование приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155.

    Для целей приказа № 155 заявка с иностранной продукцией – предложение участника, в котором по стоимости иностранной продукции не меньше 50 процентов. При этом допустимы «смешанные лоты», когда в закупке и продукция из перечня, и не включенная в него. Требуйте в составе заявки декларацию о стране происхождения.

    Подробнее читайте в рекомендации «Когда предоставлять преференции участникам».

    Какие условия допуска действуют для конкурса, запроса котировок и запроса предложений.

    Какие условия допуска действуют для аукциона.

    Когда применять преференции не нужно.

    Что указать в документации.

    Ограничения допуска

    Какие ограничения допуска установить для иностранных товаров по 44-ФЗ

    Ограничения допуска применяйте при закупке:

    Закупки медизделий

    Заказчики, которые закупают медицинские изделия, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. Правительство установило разные ограничения для закупок медизделий – в зависимости от вида товара. Кроме ограничений допуска, предоставьте преференции поставщикам товаров из ЕАЭС. Страну происхождения товаров заказчик определяет по сертификату СТ-1.

    Применяйте национальный режим при закупке медизделий, которые определило Правительство. Установите ограничения, когда закупаете:

    · изделия из перечня № 1;

    · изделия из ПВХ-пластиков из перечня № 2;

    · коронарные стенты и катетеры.

    Правила установлены постановлениями Правительства от 5 февраля 2015 года № 102, от 14 августа 2017 года № 967 и от 4 декабря 2017 года.

    Коронарные стенты и катетеры

    «Третий лишний» – отклоните заявку с иностранным товаром при двух заявках с товарами только из ЕАЭС

    Если хотя бы одна заявка от поставщика из спецреестра, то отклоняйте все заявки от участников, которых нет в реестре

    При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняйте (до 1 июля 2018 г.)

    Объединять в одной закупке продукцию из перечней и не из них запрещено

    Чем
    подтвердить
    страну
    происхождения

    Сертификатом СТ-1.
    Подтверждением от Минпромторга – до 30 ноября 2017 года.
    Заключением Минпромторга – с 1 декабря 2017 года

    Закупка лекарства из перечня ЖНВЛП

    Правительство РФ ограничило закупки импортных лекарств постановлением от 30 ноября 2015 г. № 1289. Ограничения установлены для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Нормы постановления № 1289 не распространяются на товары, которые произвели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    Основной механизм – «Третий лишний». Заявку с иностранным ЖНВЛП отклоняйте при наличии двух предложений от участников с ЖНВЛП только из ЕАЭС. Участники, которые предлагают лекарства из стран ЕАЭС, должны подтвердить страну происхождения сертификатом формы СТ-1. Механизм «включается» при любых конкурентных процедурах, когда одновременно:

    · помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;

    · заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе в них есть СТ-1;

    · в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей и не входящие в одну группу.

    Смешанный лот допускается. Однако лучше избегать смешанной закупки – ФАС принимает противоречивые решения, в ряде случаев указывает на ограничение допуска для продукции, не входящей в постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289.

    Закупка пищевых продуктов

    Отклоняйте заявки с иностранными продуктами, если получили пр

    едложения с продукцией из ЕАЭС хотя бы от двух участников. Страну происхождения участнику подтверждают двумя декларациями – о стране происхождения товара по ОКСМ и о производителе товара (в свободной форме).

    Механизм «включается» при проведении любых открытых конкурентных процедур, когда одновременно:

    · помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;

    · заявки с товарами из ЕАЭС полностью отвечают требованиям документации о закупке;

    · в заявках с предложением товаров из ЕАЭС – товары разных производителей.

    Смешанные закупки прямо не запрещены, однако ФАС требует подтверждение технологической и функциональной взаимосвязи продуктов из постановления 832 и не из него.

    Закупка радиоэлектронной продукции

    Правительство РФ утвердило перечень и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники постановлением от 26 сентября 2016 г. № 968. Если заказчику поступило более двух заявок с российской продукцией, то он обязан отклонить все предложения с продукцией иностранного происхождения. Правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя. Изменение затронет закупку компьютеров, телефонов, принтеров, сканеров, телевизоров и другой радиоэлектроники.

    Механизм нужно применять при проведении любых конкурентных процедур, если одновременно:

    · участники подали не менее двух заявок с товарами только из РФ;

    · заявки с товарами из РФ полностью отвечают требованиям документации о закупке, в том числе содержат документ, подтверждающий страну происхождения РФ;

    · в заявках с предложением товаров из РФ указаны товары разных производителей.

    Подтвердить страну происхождения продукции участники вправе любым документом:

    · подтверждением Минпромторгом России производства предложенных в заявке товаров на территории РФ;

    · уведомлением Минпромторга России о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

    Смешанные закупки запрещены.

    Ситуация: отклонять ли заявку участника, который не предоставил сертификат СТ-1, если запрет на допуск иностранных товаров установлен неправомерно

    Нет, заявку допустите. Так как запрет установили неправомерно, при рассмотрении заявок не учитывайте требования национального режима. За то, что утвердили документацию с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, заплатите штраф в 3000 руб. Если неправомерно отклоните заявку, контролер добавит еще один штраф – от 5000 до 30 000 руб. Вывод следует из частей 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, частей 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Позицию подтвердило УФАС Омской области в решении от 11 ноября 2016 года № 03-10.1/280-2016.

    Запрет на допуск

    Запрет на допуск необходимо установить при закупке:

    · товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности;

    · товаров легкой промышленности;

    · для нужд обороны страны и безопасности государства.

    Товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности

    При закупке мебели с 1 декабря 2017 года сверяйтесь с перечнем. Если код товара есть в списке – покупайте российскую мебель или продукцию предприятий Армении, Киргизии, Белоруссии, Казахстана. Если участник закупки предложит мебель из другой страны – отклоняйте заявку.

    Потенциальный поставщик должен подтвердить, российское происхождение товаров, для этого с заявкой на участие в закупке подает один из документов:

    · сертификат СТ-1, которым удостоверит, что товар произвели предприятия в странах ЕАЭС;

    · копию специального инвестконтракта, если мебель произвели по такому контракту. Копию подписывает руководитель организации-инвестора. Вместе с копией участник подает заключение Минпромторга о том, что инвестор выполняет обязательства по контракту. Заключение не нужно, если выполняется хотя бы одно из требований из постановления № 719;

    · акт экспертизы Торгово-промышленной палаты о том, что товар отвечает требованиям к продукции, произведенной в ЕАЭС.

    Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

    Закупка товаров машиностроения

    Заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ постановлением от 14 июля 2014 г. № 656. Запрет распространяется, например, на автомобили, автобусы, троллейбусы, автокраны.

    Запрет необходимо соблюдать при любых конкурентных процедурах, а также при закупках у единственного поставщика или исполнителя. Запрет не действует для закупок:

    · представительств РФ при международных, межгосударственных, межправительственных организациях, которые проводят закупки на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности.

    Страну происхождения товаров машиностроения участник может подтвердить одним из документов:

    · актом экспертизы, выданным ТПП;

    · разовым сертификатом СТ-1.

    Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

    Закупка товаров легкой промышленности

    Правительство РФ утвердило два перечня товаров легкой промышленности из иностранных государств, которые запрещено закупать, постановлением от 11 августа 2014 г. № 791. Один перечень предназначен для федеральных заказчиков, второй – для заказчиков субъектов РФ и муниципалов. Перечни содержат еще и услуги по прокату таких товаров. На них тоже установлен запрет.

    Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика или исполнителя. Исключение – НПА не применяйте, если получите заключение Минпромторга об отсутствии на территории РФ производства товаров из перечня.

    Подтвердить происхождение товара участник должен декларацией страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых изготовлен товар (в свободной форме).

    Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

    Закупка программного обеспечения

    С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. ПО считают отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ.

    Запрет на закупку иностранного ПО действует при любых конкурентных процедурах, а также закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, когда заказчиком подготовлено и включено в документацию о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета. Запрет не действует для ПО из ЕАЭС.

    Подтвердить страну происхождения участник должен декларацией. Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов в закупке.

    Закупки для нужд обороны страны и безопасности государств

    Правительство запретило закупать иностранные товары, а также работы и услуги, которые выполняют, оказывают иностранные лица, для нужд обороны страны и безопасности государства. Об этом сказано в постановлении Правительства от 14 января 2017 года № 9.

    Ситуация: какие заказчики вправе не применять требования постановлений № 791 и № 656

    Запреты постановлений № 791, № 656 распространяются на всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ без исключения. В данных документах речь идет о заказчиках, которые перечислены в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. В частности, это государственные или муниципальные заказчики, бюджетные учреждения.

    Так, постановление № 791 распространяется на товары и услуги, которые закупают для федеральных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов РФ. В постановлении № 656 прямо не указано, на каких заказчиков оно распространяется. В то же время Закон № 44-ФЗ под закупкой для государственных или муниципальных нужд понимает совокупность действий заказчика (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). А термин «заказчик» включает все учреждения без исключения (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

    Ситуация: обязан ли поставщик указывать страну происхождения товара при участии в запросе котировок

    Обязан, если в извещении о закупке заказчик установил условия допуска, запреты на допуск, ограничения допуска в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

    Читайте также:  Основания внесения изменений в план закупок, план-график закупок по 44 ФЗ
    Ссылка на основную публикацию
    Нормативный актПП № 239 от 07.03.2019.
    Когда применять
    Как применять
    Что прикладывают к заявке на участие