Запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ

Что такое открытый запрос предложений по 223-ФЗ и в чем его отличие от запроса технико-коммерческих предложений?

Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.

Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия

Запрос предложений как форму закупок следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной максимальной цены контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.

Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик запрашивает цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.

Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.

При запросе предложений как формы закупок своей заявкой участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе. При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.

Законодательное регулирование

При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках, утвержденному заказчиком.

В нем заказчик может прописать используемые им закупочные процедуры при выборе поставщика нужных товаров и услуг. В том числе здесь может упоминаться запрос предложений и условия его выбора. При этом запрос предложений не является обязательным способом закупок как, например, аукцион или конкурс. 223-ФЗ не требует от заказчика его применения, этот вопрос остается на его усмотрение.

Запрос предложений как форма закупок обладает следующими преимуществами для заказчика:

  1. Запрос предложений не является торгами. Поэтому на него не распространяют действие ст.ст. 447-449 ГК РФ. Это значит, что на заказчика не возлагаются обязанности по подписанию договора с победителем запроса предложений по итогам проводимой закупки.
  2. Заказчик вправе регламентировать процедуру проведения закупки в своем положении.
  3. Заказчик вправе в любой момент отказаться от проведения закупки, при этом он не должен будет компенсировать издержки участникам (например, на подготовку и отправку предложения).
  4. Запрос предложений позволяет заказчику оперативно выбрать подходящего поставщика, так как сроки подачи заявок определяются им самостоятельно.

В Положении о закупке, утвержденном заказчиком, прописывается полный алгоритм проведения запроса предложений и требования к закупке, включая следующее:

  • подача заявок;
  • форма заявки;
  • требования к ней;
  • отказ от проведения закупки;
  • обеспечение заявки;
  • порядок подачи заявки на участие в закупке;
  • порядок оценки и определения победителя;
  • последствия признания закупки несостоявшейся;
  • сроки заключения договора с победителем;
  • прочие условия.

При подготовке Положения о закупке и регламента проведения запроса предложений заказчику не стоит забывать об антимонопольных требованиях 135-ФЗ.

Условия выбора открытого запроса предложений определяются заказчиком на собственное усмотрение. Обычно он применяет данную процедуру в том случае, если ему важны не только ценовые параметры исполнения условий договора.

Запрос предложений используется при небольшой начальной цене договора: в пределах 10 млн. р. Заказчик также отдает предпочтение такой закупке, если ему важна возможность необремененного отказа от закупки.

Заказчики по 223-ФЗ при выборе закупки через запрос предложений могут ориентироваться на рекомендации ФАС по данному аспекту. Специалисты антимонопольной службы указывают, что запрос предложений нужно применять для закупки в целях срочных и неотложных нужд при небольшой начальной цене договора.

Разновидности запроса предложений

Запрос предложений может проводиться среди неограниченного круга лиц, тогда он называется открытым запросом предложений. В такой закупке может принимать участие любой желающий.

Обычно заказчик прописывает ряд требований к участнику закупочной процедуры:

  1. Он должен соответствовать законодательным требованиям (например, иметь лицензию на выполнение работ или поставку товаров или состоять в профильном СРО).
  2. Он не должен находиться в стадии ликвидации.
  3. Его деятельность не должна быть приостановлена в порядке КоАП.
  4. Сведения о нем не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков.

К закупкам с ограниченным участием относятся те, которые предполагают допуск участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. Такая закупка проводится при необходимости приобрести технически сложный или уникальный товар.

В настоящее время запрос предложений проводится заказчиками в электронной или бумажной форме.

Но согласно последним изменениям в 223-ФЗ (по 503-ФЗ), в законодательстве не будет предусмотрена неэлектронная форма закупок в виде запроса предложений или цен.

Запрос предложений в электронной форме проводится на одной из электронных площадок, выбранных заказчиком. Их перечень не ограничивается, как в случае в 44-ФЗ. Электронные закупки более удобны для заказчика, так как позволяют ему автоматизировать процедуру.

Порядок проведения

Механизм закупки и этапы запроса предложений по 223-ФЗ не прописаны. Данные аспекты должны самостоятельно прописать заказчики в Положении о закупке (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

Запрос предложений производится поэтапно.

Этап 1. Разрабатываются условия приобретения товаров и услуг, а также требования к поставщикам.

Этап 2. Готовится закупочная документация и размещается извещение о проведении закупки в ЕИС.

В извещении указываются сроки подачи заявок, требования к предмету закупки и заказчику, размер обеспечения по заявкам, условия исполнения контракта и пр. важные условия.

При необходимости заказчик вправе изменять извещение о закупке, о чем должна публиковаться информация в ЕИС.

Этап 3. Прием и рассмотрение заявок от участников закупки.

Оценивать поступившие заявки можно только на основании тех критериев, которые были прописаны в извещении на запрос предложений. Так, согласно ч. 6 ст. 3 223-ФЗ требования к объекту закупки должны предъявляться строго в соответствии с утвержденной и опубликованной информацией.

Этап 4. Определение победителя.

Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.

Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.

Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.

После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.

Этап 6. Подписание договора с победителем.

После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.

Документация

Заказчик по 223-ФЗ должен подготовить следующие документы по закупке:

  1. Извещение о проведении закупки.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект договора.

Закупочная документация должна содержать перечень требований к содержанию, оформлению, составу заявок на участие в запросе предложений. К заявке участнику необходимо приложить такие сведения:

  1. Анкета юрлица, содержащая наименование компании, реквизиты (ИНН, КПП, ОКПО), банковские реквизиты, дата постановки на учет в ФНС и пр.
  2. Копия учредительных документов.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  4. Решение об одобрении или совершении крупной сделки.
  5. Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
  6. Доверенность, которая подтверждает полномочия юрлица на осуществление действий от имени компании.
  7. Данные о функциональных и потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях исполнения договора и пр.
  8. Документ, который подтверждает внесение задатка.

Сроки проведения

В 223-ФЗ не содержится указаний на сроки проведения запроса предложений.

На практике обычно сроки приема заявок при запросе предложений составляют 5-10 дней с момента публикации сведений в ЕИС. Еще столько же требуется на подписание договора. Таким образом, вся процедура занимает не более 20 дней.

Основания для отмены

Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.

Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному ФАС. Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).

Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как ценовых котировок, так и прочих нестоимостных критериев.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как провести запрос цен по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Что такое запрос цен по 223-ФЗ

Под запросом цен понимают конкурентную закупочную процедуру, проводимую по нормам 223-ФЗ, согласно которой заказчик размещает в ЕИС информационное приглашение об участии в определении поставщика с целью приобретения необходимых товаров, работ, услуг. Существуют и другие названия данного способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или же просто запрос котировок.

В процессе осуществления ЗЦ заказчик размещает информацию о соответствующем заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.

В настоящее время ЗЦ проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Однако согласно 505-ФЗ от 31.12.2017, все конкурентные закупки, начиная с 01.07.2018, должны будут осуществляться в электронной форме. ЗЦ может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Также для запроса цен возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.

Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.

Правила проведения конкурса закрепляются в положении заказчика. При этом, как правило, заказчик проводит ЗЦ в следующих случаях:

  • если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
  • если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
  • если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.

Как провести запрос цен

Процедура проведения мероприятия осуществляется в несколько этапов. Предлагаем пошаговую инструкцию.

Для проведения мониторинга котировочных цен заказчику необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявление потребности в приобретении ТРУ и определение способа закупки.
  2. Планирование закупки с учетом качественных, количественных и финансовых показателей.
  3. Определение основных требований для предстоящего тендера.
  4. Формирование закупочной документации.
  5. Публикация в ЕИС извещения о заказе.
  6. При поступивших запросах разъяснение условий закупочной документации.
  7. Вскрытие заявок, поступивших от участников торгов.
  8. Проведение процедуры рассмотрения и оценки поступивших предложений, подведение итогов и дальнейшее определение победителя.
  9. Заключение договорных отношений с участником-победителем ЗЦ, а также публикация соответствующих сведений в ЕИС.

Основные требования к приобретаемым путем запроса цен ТРУ устанавливаются к качеству продукции, к условиям будущего контракта (проект договора в обязательном порядке прикладывается к закупочной документации), к участникам закупки (в том числе субподрядчикам и соисполнителям). Также при составлении закупочной документации рассчитывается НМЦК и определяется размер обеспечения заявки и исполнения поставщиком обязательств по договору.

Заказчик может прописать дополнительные требования к участникам ЗЦ, порядок подачи заявок на участие и документальный состав предложения, указать место, дату начала и окончания подачи заявок, сроки рассмотрения заявок и заключения договора с победителем закупки.

Так как 223-ФЗ не регулирует временной период публикации извещения о ЗЦ, такие сроки размещения прописываются самим заказчиком в рамках положения о закупке. Зачастую данный период не превышает 5-10 дней до момента окончания срока предоставления заявок на участие.

Потенциальный исполнитель в вышеуказанный период предоставляет свое предложение, которое содержит все необходимые, в соответствии с закупочной документацией, данные, бланки и декларации. В настоящий момент заявка может быть подана как в бумажном виде (в запечатанном конверте), так и электронно. Запрос цен признается состоявшимся в том случае, если заказчик получил не менее трех таких заявок.

Победителем признается участник, который предложил наиболее выгодные ценовые, качественные и договорные условия.

В самом извещении необходимо указать информацию о том, что ЗЦ — это не торговая процедура, соответственно, заказчик вправе (но не обязан) заключить договор с победившим участником.

Актуальные примеры запроса цен по 223-ФЗ будут представлены далее.

Каков порядок проведения запроса цен по нормам 223-ФЗ и регламент данной процедуры от старта до окончания?

Запрос ценовых котировок по 223-ФЗ представляет собой процедуру отбора поставщика, победителем которой становится участник, предложивший самую низкую цену и отвечающий требованиям заказчика. Также данная процедура закупки именуется как запрос цен, запрос котировок, ценовой мониторинг. Запрос цен ввиду простоты организации и оперативности проведения пользуется широкой популярностью среди заказчиков.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Размещение в ЕИС отчетности о закупках по 223 ФЗ

Особенности проведения

Процедура проведения запроса цен предельно проста: заказчик размещает в ЕИС информационное предложение принять участие в определении поставщика для покупки необходимых товаров, работ и услуг. В сообщении максимально точно описывается текущая потребность заказчика в товарах, работах и услугах.

Если поставщика заинтересовал запрос заказчика, то он соглашается с условиями тендера и передает заявку на подписание контракта по 223-ФЗ. В результате заказчик получает целый ряд ценовых предложений, из которых он в дальнейшем выбирает наиболее оптимальный для себя вариант с позиции предложенной стоимости.

Первоначально запрос котировок мог проводиться в бумажной и электронной формах. Но, согласно изменениям в 223-ФЗ, которые были внесены через 505-ФЗ с июля 2018 года, запрос котировок теперь может иметь только две формы (по ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ):

  1. Электронный запрос котировок (открытый запрос котировок проводится только на электронных торговых площадках).
  2. Закрытый запрос котировок (данный способ отбора поставщика применяется, например, если закупка содержит признаки государственной тайны).

Заказчик на основании указанной правовой нормы может прописать в Положении о закупке иные способы отбора поставщиков, кроме тех, которые перечислены в вышеуказанной статье: конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Но указание на то, что заказчик вправе прописать запрос цен в бумажной форме, здесь не прописано. Поэтому во избежание рисков с контролирующими инстанциями рекомендуется проводить запрос цен только в электронном формате.

Более детально запрос цен регламентирует Положение о закупках заказчика. Так, в нем может быть предусмотрено проведение запроса цен с переторжкой или без нее. При переторжке участник не должен постоянно снижать цену, он вправе лишь уменьшить сделанное им предложение на первом этапе и указать на свою окончательную цену. Также заказчик может проводит предквалификационный отбор участников закупки или отбирать по результатам запроса цен нескольких поставщиков. Предварительный отбор используется крайне редко, например, для оказания гуманитарной помощи. Запрос цен не проводится в многоэтапном формате и с правом на подачу альтернативного предложения.

Когда проводится процедура

В положении о закупках заказчик должен предусмотреть не только регламент проведения закупки, но и следующие условия:

  • требования к заказам через запрос цен;
  • порядок подготовки закупочной документации и извещения о закупке;
  • ключевые условия проведения торгов;
  • регламент подписания контракта.

Если заказчиком является самофинансируемая организация, муниципальное учреждение, которые проводят торги на внебюджетные средства, то также практикуется применение запроса цен.

Запрос цен не используется, если потребности в закупке вызваны:

  1. Обстоятельствами непреодолимой силы.
  2. Необходимостью срочного медицинского вмешательства.
  3. При возникновении ЧС природного или техногенного характера в целях предотвращения угрозы возникновения таких ситуаций.

В этих случаях закупка осуществляется в неконкурентном формате у единственного поставщика.

Пошаговый алгоритм проведения

Сроки проведения запроса цен законодательно не урегулированы. Обычно они составляют 5-10 дней. Именно поэтому заказчики предпочитают запрос цен, если они ограничены в сроках определения поставщика. Указанные временные рамки заказчику нужно прописать в Положении о закупках по 223-ФЗ.

В закупочной документации заказчику следует отобразить следующие сроки:

  1. Дата начала приема предложений.
  2. Дата окончания приема предложений.
  3. Сроки рассмотрения поступивших ценовых котировок комиссией по закупкам.
  4. Сроки подписания контракта по результатам закупки.

Требования к документам

В обязанности заказчика входит размещение извещения о проведении закупки и закупочной документации в ЕИС.

В ЕИС не размещаются сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также о тех, по которым было принято решение Правительства. К последним относятся закупки, которые не содержат признаков государственной тайны, но Правительство может посчитать, что сведения о таких закупках не нужно размещать в ЕИС.

При подготовке документации по запросу цен заказчику необходимо прописать НМЦК, включая ее обоснование, и требования к размеру обеспечения исполнения заявки на участие и контракта.

Помимо закупочной документации, в открытом доступе размещается проект будущего контракта. Обычно заказчики прикладывают форму заявки на участие в запросе цен, которая имеет рекомендованный характер для участников. Дополнительно прилагается инструкция по заполнению формы на участие.

В процессе закупки заказчик размещает в ЕИС вносимые в документацию изменения и протоколы рассмотрения заявок на участие и определения победителя. В протоколах указываются результаты рассмотрения заявок и голосования по ним. Если в результате подачи заявок на участие подана только одна заявка, то в протокол вносят данные о признании закупки несостоявшейся.

Со стороны поставщика для участия в запросе цен нужно предъявить:

  1. Заполненную заявку на участие в закупке.
  2. Документы, которые подтверждают соответствие участника установленным требованиям.

Сегодня заявки на запрос цен не передаются в бумажном конверте: только в виде электронного документа.

Для подтверждения своего соответствия установленным требованиям от поставщика могут потребовать:

  1. Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  2. Выписку из реестра СМП (если закупка проводится исключительно среди представителей малого и среднего бизнеса).
  3. Уставные документы на организацию.
  4. Сведения об учредителях и их паспорта, ИНН.
  5. Бухгалтерская и финансовая отчетность.
  6. Справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
  7. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям: сертификаты, накладные и пр.

Также участником представляется декларация о его соответствии установленным требованиям закупки. Это, в частности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ненахождение в стадии признания финансовой несостоятельности или ликвидации, отсутствие решений о приостановлении деятельности компании в административном порядке и пр.

Проведение пошагово

Процедура отбора поставщика через запрос цен предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Выявление потребностей в товарах, работах и услугах.
  2. Определение способа закупки с учетом Положения о закупке. Заказчик должен понять, вправе ли он провести данную закупку в формате запроса цен.
  3. Планирование закупки с учетом финансовых и иных показателей поставщика.
  4. Определение требований к предстоящему тендеру.
  5. Формирование документации по закупке, конкретизация требований к объекту закупки.
  6. Публикация в ЕИС извещения о проведении заказа.
  7. Разъяснение условий закупочной документации при поступлении запроса от участников закупки. При необходимости на основании поступивших запросов заказчик по 223-ФЗ вносит правки в положения закупочной документации.
  8. Открытие доступа к заявкам на участие в закупке со стороны оператора ЭТП. Закупка считается состоявшейся при поступлении не менее 3 заявок на участие. В случае если поступило менее 3 заявок, то дальнейший порядок действий определяется заказчиком: он вправе признать процедуру закупки несостоявшейся и подписать контракт с единственным поставщиком, назначить новую закупку, продлить сроки приема заявки или отменить закупку и провести ее в другой форме.
  9. Оценка и рассмотрение поступивших заявок на участие. При отборе заявок, поступивших от участников, наиболее часто заказчик оценивает соответствие заявки требованиям документации, достоверность представленных в заявке сведений, соответствие самого участника закупки требованиям и пр.
  10. Переторжка. Данный этап вводится по усмотрению заказчика, и он допускается только в том случае, если переторжка стала возможной или была указана в качестве обязательного этапа в закупочной документации. К переторжке допускают только тех участников, которых по результатам отборочной стадии признали соответствующими положениям закупочной документации. Переторжка обычно проводится в режиме реального времени.
  11. Определение победителя закупки. Им становится лицо, которое сделало предложение с самой низкой ценой и полностью отвечает требованиям заказчика. По результатам отбора победителя формируется итоговый протокол, который размещается в ЕИС.
  12. Заключение договора с участниками-победителями запроса цен. В закупочном извещении обычно делается уточнение, что запрос цен – неторговая процедура, заказчик не обязан подписывать контракт с победителем по результатам данной процедуры (в отличие, например, от закупки в виде конкурса). Но обычно завершается запрос цен подписанием контракта. Первым его подписывает поставщик, признанный победителем, а затем – заказчик. Сроки подписания договора определяются заказчиком в Положении о закупке, но обычно контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола. В этот период не согласные с результатами закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС.
  13. Публикация сведений о подписанном договоре в ЕИС.

Основания для отмены запроса цен

Заказчик по 223-ФЗ наделен правом отмены закупки в виде запроса цен вплоть до окончания приема заявок на участие в закупке. Такое решение заказчик обязан оформить в письменном формате и разместить его в ЕИС в день принятия.

Таким образом, запрос цен выступает достаточно популярной закупочной процедурой. Она позволяет заказчику оперативно определиться с исполнителем контракта на конкурентной основе. Запрос цен можно использовать, если при выборе поставщика заказчик может ориентироваться только на ценовые параметры. Сроки закупки составляют не более 10 дней. Еще одна особенность запроса цен состоит в том, что заказчик не обязан подписывать контракт по результатам проведения закупки. В рамках запроса цен заказчик приглашает всех заинтересованных лиц подавать заявки на участие в закупке, назначенная им комиссия рассматривает заявки на стадии отбора и отклоняет не соответствующие требованиям извещения, определяет победителя, который предложил самую низкую цену.


Электронные закупки по 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в Закон № 223-ФЗ, которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Читайте также:  Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий день

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

Запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Положением заказчика предусмотрено проведение процедур как в электронном, так и в бумажном виде, но в соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами: торги, конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), что не подразумевает проведение запроса котировок в бумажном виде.
Возможно ли проведение открытого запроса котировок в бумажном виде в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ после 01.07.2018?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение запроса котировок не в электронной (в бумажной) форме.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений));
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям ч. 3 данной статьи.
Как видим, перечень способов конкурентных закупок, установленный ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, является открытым. Таким образом, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение запроса котировок, не являющихся закрытыми, не в электронной форме, с использованием документации на бумажных носителях. Сказанное подтверждают нормативные акты, принятые на федеральном и региональном уровнях (смотрите, например, п. 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Астраханский государственный технический университет, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 03.07.2018 N 458, п. 4.5 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Удмуртской Республики, утвержденного приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 11.09.2018 N 10н).
Также отметим, что редакция положения о закупке, учитывающая изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ, должна быть утверждена и размещена в ЕИС заказчиками не позднее 1 января 2019 года (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ). С 1 июля 2018 года и до 1 января 2019 года (если положение о закупке не будет приведено в соответствие с действующей редакцией Закона N 223-ФЗ ранее) заказчик вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, соответствующей нормам Закона N 223-ФЗ, действовавшим до 1 июля 2018 года (смотрите также п. 5 письма Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

25 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Отправить по почте

Мониторинг закупок

Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года Отправить по электронной почте

Дата публикации: 30.08.2019

Дата изменения: 30.08.2019

Прикрепленный файл: docx, 160.62 кБ

Мониторинг применения
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
в I полугодии 2019 года
[1]

1. СТРУКТУРА ЗАКАЗЧИКОВ

По состоянию на 30.06.2019 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС) зарегистрировано 93 138 организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, из них в отчетном периоде в ЕИС было зарегистрировано 2 772 организации.

Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, закупки
в отчетном периоде осуществляли 25,6% заказчиков (23 841). Информация о доле заказчиков, осуществлявших закупки в отчетном периоде в разрезе видов юридических лиц, представлена в Таблице 1.

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

Муниципальное унитарное предприятие

Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %

Государственное унитарное предприятие

Субъект естественных монополий

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

Ниже представлена информация о количестве заказчиков, осуществлявших закупки в I полугодии 2019 года.

Как и по итогам 2018 года продолжается снижение количества заказчиков, осуществляющих закупки. Наибольшие показатели снижения отмечены среди заказчиков, являющихся государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, их дочерними хозяйственными обществами, а также дочерними хозяйственными обществами их дочерних хозяйственных обществ.

Вид юридического лицаОбщее количество заказчиков, зарегистрированных в ЕИС по состоянию на 30.06.2019Общее количество заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 годаДоля заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 года

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

Муниципальное унитарное предприятие

Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %

Государственное унитарное предприятие

Субъект естественных монополий

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

2.1. Размещение закупок

В соответствии с планами закупок на 2019 год, размещенных в отчетном периоде в ЕИС, заказчиками запланировано 1,06 млн закупок общим объемом 10,67 трлн рублей.

По результатам I полугодия 2019 года заказчиками размещено в ЕИС 647 тысяч извещений о закупке (669 тысяч лотов), на общую сумму
6,4 трлн рублей, с что на 14,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 года
(7,5 трлнрублей), при этом количество размещенных извещений существенно не изменилось (-5%).

Сведения о закупках, размещенных в ЕИС

Вид юридического лицаОбщее количество заказчиков, осуществивших закупки в 2018 годуОбщее количество заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 годаИзменение доли заказчиков осуществивших закупки в Iполугодии 2019 года к 2018 году

В абсолютном выражении количество отмененных извещений о закупке составило 2% от общего количества извещений, размещенных в I полугодии 2019 года, что аналогично показателю I полугодия 2018 года.

В относительном выражении количество отмененных извещений в отчетном периоде сократилось на 18% (в 1 полугодии 2018 года – 17 556 извещений,
в I полугодии 2019 года – 14 313 извещений).

Среднее количество заявок на участие в закупке, по данным ЕИС,
в I полугодии 2019 года снизилось на 10,1 % по отношению к аналогичному периоду
2018 года (1,52) и составило 1,36 заявки.

2.2. Размещение закупок в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

С 1 января 2019 года заказчики, чья деятельность регулируется положениями Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), должны были привести свои положения о закупках в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ и осуществлять закупки конкурентными либо неконкурентными способами, определив перечень и порядок их применения в положении о закупках.

К конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесены закупки, которые соответствуют требованиям части 3 статьи 3 Закона 223-ФЗ и осуществляются путем проведения торгов:

– конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

– аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

– запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

– запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)

– иными конкурентными способами, предусмотренными положением
о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным указанной нормой Закона № 223-ФЗ.

Способы неконкурентной закупки, в том числе исчерпывающий перечень оснований для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Исходя из указанных заказчиками посредством функционала ЕИС способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в отчетном периоде:

150 тысяч лотов общим объемом 985 млрд рублей (15% от общего объема извещений) было размещено путем проведения конкурсов (открытый конкурс, конкурс в электронной форме у МСП), аукционов (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, аукцион в электронной форме у МСП), запросов котировок (в том числе запрос котировок в электронной форме у МСП), запроса предложений в электронной форме у МСП, из них69 % (679,8 млрд рублей) составляют закупки (138 тысяч лотов) с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме, участниками которых могут быть только МСП;

401 тысяча лотов общим объемом 4,8 трлн рублей (76%
от общего объема извещений) составили закупки, осуществленные путем использования способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), которые заказчики с использованием функционала ЕИС отнесли к прочим способам закупки;

118 тысяч лотов на общую сумму 615 млрд рублей (9% от общего объема извещений) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В сравнении с аналогичным периодом 2018 года отмечены следующие отклонения в стоимостных показателях закупок (в порядке убывания):

– закупки, осуществляемые путем проведения запроса котировок, в своем объеме снизились на 92,5 % (4,6 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 61,8 мрлд рублей);

– закупки, осуществляемые путем проведения открытого аукциона, в своем объеме снизились на 86,6 % (288,5 млн рублей, в I полугодии 2018 года – 2,2 мрлд рублей);

– закупки, осуществляемые путем проведения электронного аукциона,
в своем объеме снизились на 85 % (56 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 372,5 мрлд рублей);

– объем опубликованных извещений о закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) снизился на 80,6 % (615 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 3,2 трлн рублей),

– закупки, осуществляемые прочими способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в своем объеме снизились на 35 % (4,87 трлн рублей, в I полугодии 2018 года – 7,5 трлн рублей);

– объем закупок, осуществляемых путем проведения открытого конкурса, снизился на 20,5 % (187,6млрд рублей, в 1 полугодии 2018 года – 236 млрд рублей).

Доля извещений о закупках в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в количественном выражении отражена на следующей диаграмме.

Приведенные данные о количестве и стоимостном объеме извещений
о закупках в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствуют о том, что несмотря на определение в Законе № 223-ФЗ основных конкурентных способов закупки, заказчиками в подавляющем большинстве используются «прочие» способы закупки.

Отдельно следует обратить внимание на показатели о закупках
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), доля которых в стоимостном и количественном выражении ранее достигала 30 – 40%[2], в I полугодии 2019 года составила 9% в стоимостном и 18% в количественном выражении.

При этом стоимостной объем извещений о закупках «прочими» способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который по итогам 2017 года,
I полугодия 2018 года и 2018 года в среднем составлял 59,3% от общего стоимостного объема извещений, в I полугодии 2019 года составил 76%.

В результате проведенного анализа данных ЕИС о закупках заказчиков «прочими» способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено, что закупки указанными способами в I полугодии 2019 года были размещены 18 тыс. заказчиками, стоимостной объем извещений о закупках которых составил 4,8 трлн рублей (400 тысяч лотов).

При этом с учетом всех вариантов наименований, видов, этапов, форм
и других характеристик «прочих» способов, которые указали заказчики, установлено следующее:

44 тысячи лотов общим объемом 562,4 млрд рублей составили закупки путем проведения аукционов (открытый, закрытый, совместный, в электронной форме, одноэтапный, двухэтапный, с ограниченным участием, заявка в двух частях, заявка из одной части, с единой заявкой, конкурентный, неконкурентный, на понижение, аукцион (редукцион));

16 тысяч лотов общим объемом 961,5 млрд рублей составили закупки путем проведения конкурсов (открытый, закрытый, совместный, в электронной форме, в неэлектронной форме, в бумажной форме, без этапов, двухэтапный, трехэтапный, трехэтапный с подачей дополнительных ценовых предложений, с ограниченным участием, с предварительным квалификационным отбором, многолотовый, на право заключения договора);

12 тысяч лотов общим объемом 611,8 млрд рублей составили закупки путем проведения запросов предложений (открытый, закрытый, совместный, экспресс, адресный, конкурентный, простой рыночный, в электронной форме, в неэлектронной форме, обычным способом, без этапов, одноэтапный, двухэтапный,
с предварительным отбором, с ограниченным перечнем участников,
с возможностью/без возможности подачи альтернативных коммерческих предложений, по результатам проведенных открытых конкурентных процедур);

125 тысяч лотов общим объемом 411,3 млрд рублей составили закупки путем проведения запросов котировок (открытый, закрытый, «бумажным» способом, бумажный, в неэлектронной форме, одноэтапный, двухэтапный, с ограниченным участием, с ограниченным перечнем участников, с возможностью подачи заявки
в бумажной форме, с подачей заявок на электронную почту, упрощенный, возможностью последующего пересмотра ценовых предложений);

123 тысячи лотов общим объемом 1,4 трлн рублей составили закупки
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (единственного источника, из одного источника, прямая закупка, прямой договор, безальтернативная закупка, внутригрупповая закупка, вейвер, малого объема, мелкая закупка, простая закупка, упрощенная закупка св. 100 тыс. руб., до 300, 400, 600 тыс. руб., 10 млн. руб., не выше 3 млн. руб., в электронном виде, с использованием электронного магазина, участие в процедурах продавцов продукции, на основании устойчивых хозяйственных связей, во исполнение доходных договоров, срочная закупка, в следствие ЧС, у естественных монополий);

80 тысяч лотов общим объемом 895,3 млрд рублей составили закупки иными «прочими» способами закупки (укрупненная группировка иных «прочих» способов закупки с учетом всех вариантов наименований, видов, этапов, форм и других характеристик представлена в Приложении № 1).

Произведя выборочный анализ положений о закупках заказчиков, осуществлявших в отчетном периоде закупки «прочими» способами закупки, были выделены следующие критерии отнесения способа закупки к «прочим» в отдельности и (или) в совокупности:

– наличие этапов, в том числе подачи альтернативных ценовых/неценовых предложений, предквалификационный/предварительный отбор;

– указание на то, что такая процедура закупки, не является торгами, в связи с чем не регулируется статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057—1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим заказчиками указывалось, что проведение данных процедур не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем таких процедур или иным участником;

– иные характеристики, в том числе, указывающие на определенные обстоятельства, не связанные с порядком проведения процедуры (например, способ закупки может быть выбран, если не проводится запрос котировок, или закупка до определенной суммы, при этом победителем признается лицо, предложившее меньшую цену).

В связи с этим следует отметить, что, преимущественно, порядок проведения «прочих» процедур закупки не отличается от классических торгов. Они также разделяются заказчиками на конкурентные и неконкурентные, в том числе на закупки
у единственного поставщика.

Таким образом, а также принимая во внимание результаты анализа «прочих» способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно условно предположить, что в I полугодии 2019 года общий объем закупок в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил:

87 тысяч лотов общим объемом 832,4 млрд рублей путем проведения аукционов;

30 тысяч лотов общим объемом 1,5 трлн рублей путем проведения конкурсов;

43 тысячи лотов общим объемом 701,3 млрд рублей путем проведения запросов предложений;

188 тысяч лотов общим объемом 497 млрд рублей путем проведения запросов котировок;

241 тысяча лотов общим объемом 2,04 трлн рублей путем закупок
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

80 тысяч лотов общим объем 895,3 млрд рублей путем использования «прочих» способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в большинстве случаев отнесение заказчиками способов закупки к «прочим» способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вероятнее всего является условным, поскольку основывается на многообразии вариантов наименований, видов, этапов и форм проведения.

Таким образом, целесообразно рассмотреть вопрос об унификации нормативно-правового регулирования, связанного с определением и порядком проведения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, рассмотрев возможность определения в Законе № 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

2.3 Осуществление закупок с использованием электронных торговых площадок

По итогам отчетного периода с использованием электронных торговых площадок (далее – ЭТП) закупки осуществлялись на 68 ЭТП.

Общий стоимостной объем закупок с использованием ЭТП в I полугодии 2019 года увеличился по сравнению с I полугодием 2018 года на 40% (на 995,9 млрд рублей) и составил 3,5 трлн рублей (55% от объема всех размещенных извещений), также по сравнению с I полугодием 2018 года на 42 % увеличилось количество размещенных извещений о закупках в электронной форме и составило 357 685 извещений (в I полугодии 2018 года – 251 410 извещений).

При этом 91% (3,2 трлн рублей, 326,8 тысяч извещений) всех закупок с использованием ЭТП осуществлялось на ТОП 10 ЭТП, что составляет 50% объема всех размещенных извещений.

ТОП 10 ЭТП, на которых осуществлялись закупки

Читайте также:  Какие товары, работы и услуги можно объединить в один лот при закупке по Закону N
Ссылка на основную публикацию