Жалоба участника закупки в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика – образец

Жалоба участника закупки в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика – образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 “О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг”

Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.

2. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

На основании изложенного, ФАС России обращает внимание на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

И.Ю. Артемьев

Обзор документа

Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта – до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 – необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям “бинт марлевый”, “маски одноразовые”, “вата медицинская” и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию “лучше ГОСТа”, документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
Читайте также:  Закупка товаров, работ, услуг ГУП (МУП), в том числе за счет средств от приносящей доход

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию “качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок” при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований. “, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки – запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта – срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ

Главная » Документы » Жалобы » Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ

Как правильно составить жалобу на действия заказчика

Обратиться в надзорный орган можно любым удобным для человека способом. Это простое и привычное письменное обращение, обращение посредством электронной почты или по факсу.

Важно! Следует уточнить, что подача жалобы в электронном виде должна подтверждаться электронной подписью. Сделать это можно на различных государственных порталах, но на это необходимо время.

Рассмотрим перечень основных моментов, которые должны содержаться в подаваемом документе, а также сам порядок подачи:

  • В заявлении обязательно должна содержаться полная информация о заявителе, который составляет документ, а также о заказчике. Помимо этого, следует указать полную информацию о закупке и описать суть обжалуемых положений в документе;
  • Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем либо доверенным лицом. В случае с доверенным лицом, необходимо наличие заверенной у нотариуса доверенности, которая позволяет доверенному лицу подписывать подобные бумаги вместо заявителя;
  • Полный перечень всех прилагаемых к заявлению документов.

Что конкретно должно быть в жалобе и в каком порядке:

  • Полные данные о заказчике;
  • Адрес, а также реквизиты;
  • Сведения о человеке, который подает жалобу. Сюда вписываются полные паспортные данные, а также реквизиты;
  • Максимально детальная информация касательно закупки, на основе которой возник спор;
  • Основная часть. Тут описывается суть жалобы и прилагаются документы, которые подтверждают нарушение положений со стороны заказчика.

Подается такое заявление в региональное Управление ФАС. Подобное заявление подается на основе закона «О защите конкуренции».

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ:

Кто и когда может пожаловаться

Рассмотрим перечень лиц, которые могут направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу:

  • Лица, непосредственно участвующие в торгах. Это участники торгов, а также доверенные лица;
  • Контролирующие органы. На любых торгах есть представители контролирующих органов, которые при обнаружении нарушения могут подать жалобу;
  • Объединения юридических лиц также могут направить жалобу.
Читайте также:  Изменения в положение о закупке по 223 ФЗ

Причиной жалобы могут стать действия или бездействие следующих лиц:

  • Заказчика;
  • Оператора электронной площадки;
  • Членов аукционной комиссии;
  • Контрактного управляющего.

Все подобные обращения рассматриваются одним государственным органом — ФАС России. Это означает, что подобные жалобы в других государственных органах будут перенаправлены сюда или вовсе останутся без рассмотрения.

В самом законе 44-ФЗ нет четких указаний касательно конкретных нарушений. То есть нет указаний, когда и при каких обстоятельствах можно жаловаться на кого-либо. Тем не менее, достаточно просто определить перечень действий, на которые можно жаловаться.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Рассмотрим все эти нарушения:

  • Способ и условия определения победителя. Все участники перед началом должны ознакомиться с условиями определения победителя. Если такие условия не соблюдается, то это станет нарушением;
  • Определение начальной цены контракта. Существует строгий порядок определения стоимости, который также нельзя нарушать;
  • Процедура и точный срок проведения общественного обсуждения закупок. Если временные рамки нарушены или обсуждения не было и вовсе, то это серьезное нарушение;
  • Регламент рассмотрения и оценки заявок. Здесь также существует четкий регламент, который нельзя нарушать. Речь идет об окончательных предложениях;
  • Процедуры заключения, изменения или расторжения конкретного контракта. Все это должно происходить согласно действующему законодательству;
  • Порядок проведения аукциона и порядок его аккредитации. Перед проведением аукциона следует ознакомиться с порядком, чтобы можно было отследить правильность всей процедуры;
  • Требования к документам, которые предоставляют участники. Если ряд документов отсутствует либо, наоборот, запрашиваются документы, которых не должно быть, идет речь о нарушении и попытке помешать провести честный аукцион.

Учтите! Именно так выглядит перечень нарушений, поэтому изначально рекомендуется детально изучить каждый пункт, чтобы впоследствии не возникало разногласий или недопонимания между участниками и организаторами.

Какие документы прикладывать к жалобе

В статье 105 ФЗ-44 указано не так много информации. Там говорится, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Также здесь указано, что должен быть перечислен перечень всех документов. Больше никакой информации нет.

Назревает логичный вопрос, а что входит в этот перечень помимо документа, обосновывающего жалобу?

Давайте рассмотрим этот перечень:

  • Доверенность (а точнее ее копия), которая подтверждает полномочия человека подающего жалобу. Если такое заявление подает сам гендиректор, то нужно прикладывать документ, подтверждающий назначение на эту должность;
  • Документы о закупке, на которые собственно и составляется жалоба. Это могут быть сами документы о закупке, протоколы, решения и прочее. Хотя в самом законе нет четкого указания, что эти бумаги следует прикладывать, настоятельно рекомендуется это делать. По факту документ заявителю никто не вернет, опираясь на недостаток сведений, но дело рассмотрения изрядно затянется.

Внимание! Еще одним интересным фактом является то, что сама ФАС России подтверждает факт, что бывают ситуации, когда доказать (обосновать) жалобу невозможно документально.

Такие случаи встречаются достаточно часто, при этом решения по ним выносятся как в одну, так и в другую сторону. Если документов, подтверждающих доводы, нет, то иногда используются показания лиц, присутствующих при нарушении, либо просто описывается нарушение. Даже не имея документальных доводов, подтверждающих нарушение, жалоба будет рассмотрена.

Посмотрите видео. Жалоба в ФАС по 44-ФЗ (сроки, процедура, документы):

Как подать жалобу в УФАС в электронном виде

Главным нормативным актом в случае нарушения закона 44-ФЗ является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 г. В нем указано, что заявление в обязательном порядке составляется только на русском языке и в письменной форме. Заявления на других языках не будут рассмотрены, вне зависимости от любой ситуации.

Указано здесь и то, что документ можно отправить в электронном виде. В этом случае он заверяется электронной подписью заявителя либо его доверенного лица. В случае с доверенным лицо следует дополнительно высылать доверенность. Отправлять такие электронные письма можно через официальный сайт либо на электронную почту delo@fas.gov.ru.

Рассмотрим перечень основных данных, которые должны быть указаны в электронном письме. Если хотя бы один из пунктов не будет указан, жалоба не будет рассмотрена.

Вот они:

  • Полные данные о заявителе (как и в письменном виде), а также адрес его электронной почты и контактный телефон;
  • Информация о лице, чьи действия привели к нарушению;
  • Номер закупки;
  • Причина обращения. Описание причины, а также документы, подтверждающие нарушение;
  • Перечень прилагаемых бумаг.

Что делать при навязывании платных услуг, читайте тут.

Что обжалуется? В какие сроки подавать?

Подавать жалобу следует в течение 10 дней от даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения, а также оценок заявок на участие в конкурсе.

Такая жалоба подается на действие или бездействие заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, если они связаны с аккредитацией участников закупки на электронной площадке. В данном случае, срок составляет 30 дней с момента совершения нарушения.

Запомните! В случае нарушения, которое было совершено при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или заключении контракта, жалобу следует успеть подать до момента его заключения.

Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения

Сроки для подачи жалобы четко определены в статье 105 закона ФЗ-44. Там указано следующее:

  • По общему правилу, в любое время после размещения планов закупок на государственном портале. Но следует учитывать, что у заявителя есть всего 10 дней на подачу заявления после размещения планов;
  • В случаях, когда обжалуются нарушения со стороны оператора или заказчика при выборе поставщика непосредственно на аукционе, у заявителя остается 10 дней с момента размещения итогового протокола. Если в течение этого срока жалобы не поступили, протокол считается действительным;
  • Если нужно обжаловать перечень документации, необходимый для участия в аукционе, у заявителя есть время до окончания приема заявок;
  • Если было допущено нарушение при рассмотрении второй части заявки, то время на обжалование заканчивается вместе с подписанием контракта. Точного срока нет, поэтому следует узнать дату подписания готового контракта;
  • При обжаловании действий оператора, касающихся аккредитации участников, у заявителя есть 30 дней с момента самого нарушения. Важно заметить, что именно с момента нарушения и ждать каких-либо событий для подачи не стоит;
  • Обжаловать действия заказчика или любого другого лица по вопросу подписания контракта можно до непосредственного его подписания между сторонами.

Учтите! В течение двух дней с момента подачи жалобы заявителю будет сообщено, когда и где жалоба будет рассмотрена. Решение по вопросу выносится в течение 5 дней с момента подачи документа в ФАС.

Также стоит заметить, что если жалоба подается третьим лицом, которое не участвует в процессе закупок, то на рассмотрение и вынесение решения дается 30 дней. Это связано с тем, что нарушение несерьезное и не навредило ни одному лицу, которое участвовало в тендере.

Основания для отказа в рассмотрении по существу

Бывает так, что заявителю отказывают. В таком случае, заявителю возвращают жалобу.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Заявление подано в неправильной форме или в нем отсутствует необходимая информация;
  • Документ не имеет подписи заявителя или подписан неуполномоченным лицом. Обязательно должна прикладываться доверенность;
  • Жалоба направлена в ФАС позже сроков, установленных законом;
  • Ранее решение по данному делу уже выносилось.

Решение об отклонении жалобы выносится в течение 2 суток. Его отправляют заявителю с указанием причины. Если есть необходимость его обжаловать, обращаться следует уже в суд.

Посмотрите видео. Возможности поставщика при подаче жалобы в ФАС по 44 и 223 ФЗ:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.
Читайте также:  Документы о нормировании в сфере закупок по 44 ФЗ

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Обращение в ФАС

Обжалование нарушений Закона №223-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – очень активный регулятор в сфере закупок. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган или в судебном порядке (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Жалобы в ФАС по закупкам подают очень многие участники, считающие, что их права или законы нарушены. Подавать жалобы в ФАС по закупкам на участника вправе потенциальный поставщик, признанный участником закупки в порядке, предусмотренном положением о закупках самого заказчика. Однако на практике антимонопольные органы принимают жалобы как от участников закупки, признанных таковыми официально, так и от тех поставщиков, «которые могли бы стать участниками закупки, если бы не нарушения, допущенные заказчиком».

Жалоба инициирует полную проверку спорной закупки. А потому не редки случаи, когда жалоба поставщика признаётся необоснованной, но заказчику всё равно инкриминируется нарушение, пусть даже не упомянутое в жалобе. Но и фиксация антимонопольной службой нарушения ещё не самое страшное для поставщика — даже констатировав нарушение, УФАС может не выдавать предписание. Такая ситуация возможна при незначительном нарушении, не повлиявшем на выбор победителя, либо если заказчик успел заключить и исполнить договор с победителем закупки.

Как решить спорный вопрос с заказчиком? Когда стоит обращаться в ФАС? Как правильно составит жалобу? В каком случае обращаться в ФАС уже поздно? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Для участников закупок, проводимых по Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена сокращённая процедура обжалования в антимонопольном органе, все действия в рамках которой укладываются в неделю. Такая оперативность необходимо для того, чтобы у антимонопольной службы была возможность отменить результаты неправильно проведённой закупки до заключения договора между заказчиком и победителем этой закупки. Если же договор уже подписан, то расторгнуть его может лишь суд, а антимонопольной службе останется лишь вынести предписание о наложении на нарушителя штрафа (о размерах штрафов подробнее будет сказано в следующей лекции). Судебная процедура, урегулированная АПК, длится куда дольше сокращённой внесудебной и может занимать месяцы.

Законом не запрещено параллельно подать жалобу в УФАС и иск в суд. Однако целесообразнее сперва воспользоваться внесудебным порядком обжалования, дабы в случае необходимости ходатайствовать в суде и об отмене решения антимонопольного органа, и о взыскании с заказчика компенсации за допущенные по отношению к поставщику нарушения. Хотя по общему правилу и судебный, и внесудебный механизм обжалования рассчитан на поставщиков, права которых нарушены действиями заказчика, но оба пути открыты и для жалоб самого заказчика в том исключительном, но всё же встречающемся на практике случае, когда он сам столкнулся со сговором участников поставщиков, и этот сговор привёл к ограничению конкуренции в закупке, организованной добросовестным заказчиком.

Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участник процедуры вправе обжаловать действия заказчика в случаях, установленных закрытым перечнем: это неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого надлежащим образом положения о закупке и без применения положений Закона «О контрактной системе»; а также неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы в ФАС по закупкам подаются не позднее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также протокола проведения аукциона в электронной форме, если он по какой либо причине был признан несостоявшимся. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке допускается в течение 30 дней. В жалобе должны содержаться сведения о действиях (бездействии) заказчика, специализированных организаций или уполномоченных органов, оператора площадки, членов аукционной комиссии, которые были совершены в указанный выше период.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявитель может подать жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме. Обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц, совершенные с момента начала рассмотрения заявок, может только участник, подавший свою заявку на участие в электронном аукционе.

До момента заключения контракта участник электронного аукциона может обжаловать действия или бездействие заказчика или уполномоченных лиц, совершенные ими во время рассмотрения вторых частей заявок или во время заключения контракта.

По окончании срока обжалования закупок в ФАС, обжалование действий заказчика или уполномоченных лиц, принимавших участие в организации и проведении электронного аукциона возможно только в судебном порядке.

В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» до рассмотрения жалобы процедура закупки приостанавливается. Согласно ч. 12 указанной статьи ответчик — организатор процедуры, оператор ЭТП, закупочная комиссия — в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения. УФАС выносит соответствующее распоряжение о приостановлении процедуры. Если по результатам рассмотрения жалобы не вынесено предписания об отмене процедуры или о её возвращении на одну из предыдущих стадий, то после подписания решения ФАС о результатах рассмотрения жалобы процедура закупки возобновляется с того момента, на котором она была приостановлена, а все строки сдвигаются на количество дней приостановки процедуры.

Жалоба в ФАС должна содержать:

  • • подробную информацию о заявителе;
  • • указание на закупку;
  • • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
  • • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
  • • перечень представленных в составе жалобы приложений.

Обжалование нарушений Закона «О контрактной системе» №44-ФЗ

Частью 1 ст. 18.1 предусмотрено, что жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе не рассматриваются в антимонопольном органе по сокращённой процедуре. Для таких жалоб остаётся основная административная процедура, урегулированная гл. 9 Закона «О защите конкуренции», либо судебная процедура, урегулированная АПК.

Основная административная процедура (гл. 9 Закона «О защите конкуренции»)

В порядке, установленном положениями гл. 9 Закона «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства как таковые и дела о нарушении Закона «О контрактной системе» в частности. Основаниями для возбуждения дела, согласно ч. 2 ст. 39 Закона «О защите конкуренции» могут служить поступившие из государственных органов материалы, свидетельствующие о признаках нарушения, заявление юридического или физического лица, сообщения СМИ, обнаружение признаков правонарушения антимонопольным органом в ходе проверки. Но дабы не дожидаться сообщения из государственных органов или из СМИ, жалобу на нарушение всё же надёжнее подать самостоятельно.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено в течение трёх лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона «О контрактной системе»). Возбуждённое дело рассматривается антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства ответчика. В том редком случае, если дело рассматривается не в территориальном управлении антимонопольной службы, а сразу в ФАС России, место нахождения ответчика или место совершения нарушения роли не играет. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены приказом ФАС РФ от 1 июля 2007 г. № 244.

Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает и утверждает состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая впоследствии выступает от имени антимонопольного органа.

Участниками дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявитель, ответчик, заинтересованные лица. Все они могут участвоватьв деле лично или через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в антимонопольном органе их сотрудники или представители, действующие в пределах своих полномочий.

Возможно привлечение к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

Заявление подается в антимонопольный орган в письменном виде. Оно должно содержать сведения о заявителе, сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо заявленных требований, перечень прилагаемых документов, свидетельствующих о признаках нарушения. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Важно соблюсти требования этой нормы, так как согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции» в случае отсутствия в заявлении или материалах перечисленных сведений, антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения, о чём уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

Предварительное рассмотрение заявления

В случае принятия заявления о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, уполномоченный орган в течение одного месяца рассматривает заявление и относящиеся к заявлению материалы. Стадия рассмотрения заявления является предварительной стадией работы с жалобой — по результатам этого процесса должно быть принято решение о возбуждении на основании жалобы дела или о том, что оснований для возбуждения такого дела нет. В ходе рассмотрения антимонопольный орган вправе запрашивать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

На стадии предварительного рассмотрения жалобы ответчик имеет шанс убедить УФАС не возбуждать дело. Для этого необходимо, в частности, максимально развёрнуто, ясно и аргументированно отвечать на запросы УФАС.

Решение по итогам предварительного рассмотрения

Срок рассмотрения может быть продлён на два месяца в случае необходимости сбора и анализа дополнительных доказательств, о чём заявитель уведомляется в письменной форме (ч. 4 ст. 44 Закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в течение одного месяца заявитель получает уведомление о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления. Согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции», решение об отказе направляется заявителю в течение десяти дней, в случае же принятия решения о возбуждении дела антимонопольный орган издает приказ о создании комиссии по его рассмотрению, копия такого приказа направляется сторонам дела в течение трёх дней со дня издания.

В течение пятнадцати дней со дня издания приказа председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.

Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение дела является основной стадией антимонопольного разбирательства. Возбуждённые дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются антимонопольным органом в течение трёх месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случае недостаточности информации срок может быть продлён органом, но не более чем на шесть месяцев, с обязательным уведомлением сторон. При возникновении необходимости во временной остановке комиссия вправе приостановить или отложить процесс рассмотрения дела. Отложение рассмотрения практикуется в случаях необходимости сбора доказательств, привлечения лиц, если в ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело. Приостановление используется в случаях рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами пред- варительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведения экспертизы (ст. 45 Закона «О защите конкуренции»).

При подготовке решения по делу ответчик может присылать свои возражения на заявления, дабы убедить комиссию УФАС не принимать решение о наличии правонарушения или по крайней мере не выдавать предписание и не налагать штраф.

Решение по результатам рассмотрения дела

При принятии решения по делу комиссия оценивает доказательства и доводы, пояснения и заключения экспертов и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, устанавливает права и обязанности сторон, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании. В случае принятия решения о признании жалобы обоснованной комиссия может выдать ответчику предписание. Неисполнение в срок предписания влечёт за собой административную ответственность. Возможно продление срока исполнения предписания на срок не более чем шесть месяцев. Ходатайство о продлении срока исполнения, как устанавливает ст. 51 Закона «О защите конкуренции», подается в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Комиссия по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, такое определение направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение трёх рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления, согласно положениям ст. 51.1 Закона «О защите конкуренции».

Решения ФАС по закупкам могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания на основании ст. 52 Закона «О защите конкуренции». До дня вступления решения суда в законную силу действие акта антимонопольного органа приостанавливается.

Ссылка на основную публикацию