Аренда здания или сооружения, в отношении которого отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию

Можно ли сдавать помещение в аренду по разрешению на ввод в эксплуатацию?

Организация получила разрешение на ввод в эксплуатацию 2-х этажного общественно-торгового комплекса. Имеет ли эта организация право использовать это здание самостоятельно либо сдавать в аренду до регистрации права собственности на него?

Ответы юристов ( 4 )

  • 9,9 рейтинг
  • 5767 отзывов эксперт

Нет, такого права у нее нет, так как она не имеет права распоряжения зданием.

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

С уважением! Г.А. Кураев

до регистрации права собственности на него?

а от кого договор будет заключаться, если как вариант заключение договора?? Ст. 209 ГК РФ:

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Плюс ст. 608 ГК РФ:

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

и пользоваться также она на каком основании будет, если это не её здание формально по документам?

Содержанием договора аренды (имущественного найма) является

предоставление арендатору (нанимателю) имущества его собственником
(арендодателем) за плату во временное владение и пользование или во
временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса).
Это право реализуется из принадлежащего собственнику правомочия по
распоряжению своим имуществом, установленное статьей 209 Гражданского
кодекса, а также статьей 35 Конституции Российской Федерации, закрепившей
право каждого собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим
имуществом.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственник вправе по
своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не
нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе
отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им,
оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения
имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,
распоряжаться им иным образом.

  • 10,0 рейтинг
  • 9454 отзыва эксперт

Имеет ли эта организация право использовать это здание самостоятельно либо сдавать в аренду до регистрации права собственности на него?

Здравствуйте. Дело в том, что до тех пор пока объект не зарегистрирован в установленном порядке его юридически нет.

ГК РФ Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Соответственно не совсем понятно, что именно организация собирается сдавать в аренду. Формально использовать для себя тоже не может, но в принципе ничьих прав это не затрагивает.

А в связи с чем такой вопрос возник? Ведь срок регистрации не так уж велик, если уже есть акт ввода.

  • 8,1 рейтинг
  • 1220 отзывов

Вот пример из судебной практики.

Определение ВАС РФ от 20.01.2012 N ВАС-524/11 по делу N А50-3733/2010
В передаче дела по иску о взыскании неосновательного обогащения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, пришел к выводу о том, что отсутствие у арендодателя зарегистрированного права собственности на помещение в момент его передачи арендатору не освобождает последнего от обязанности вносить плату за пользование помещением, арендодатель владел помещением на законных основаниях.

Отсутствие государственной регистрации права собственности арендодателя в ЕГРП на момент передачи имущества в аренду не освобождает арендатора от обязанности вносить плату за пользование имуществом, если арендодатель был законным владельцем имущества и право собственности на данное имущество впоследствии им было зарегистрировано.

Договор аренды, заключенный с лицом, которое в момент передачи вещи в аренду являлось законным владельцем вновь созданного им либо переданного ему недвижимого имущества (например, во исполнение договора купли-продажи) и право собственности которого на это имущество еще не было зарегистрировано в ЕГРП, не может быть признан недействительным.

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
“. 10. В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Кроме того, судам необходимо учитывать, что применительно к статье 608 ГК РФ договор аренды, заключенный с лицом, которое в момент передачи вещи в аренду являлось законным владельцем вновь созданного им либо переданного ему недвижимого имущества (например, во исполнение договора купли-продажи) и право собственности которого на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано в реестре, также не противоречит положениям статьи 608 ГК РФ и не может быть признан недействительным по названному основанию. “

Как отразить в учете уже используемое, но еще недостроенное здание

Организация приобрела объект незавершенного строительства (степень готовности – 90%, имеется свидетельство о государственной регистрации). На данный момент осуществляются достройка здания и его внутренняя отделка. Разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта нет. Часть помещений используются под кабинеты, часть – сдана в аренду. Должен ли объект незавершенного строительства, частично используемый по договору аренды, облагаться налогом на имущество?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация вправе не начислять налог на имущество по объекту незавершенного строительства, если он требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации. Такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.

Вместе с тем, учитывая, что часть помещений данного объекта фактически используется в производственной деятельности или сдается в аренду, не исключены претензии налогового органа о не начислении налога на имущество с фактически используемых площадей.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 4 ПБУ 6/01 “Учет основных средств” определено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В свою очередь, п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определяет, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В соответствии с частью 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденная постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698, оперирует именно данной нормой законодательства.

К завершенному капитальному строительству относятся завершенные строительством здания и сооружения, по которым установленным порядком получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Если организация, установившая, например, в своей учетной политике момент ввода построенного (приобретенного) объекта недвижимости в эксплуатацию при выполнении всех условий п. 4 ПБУ 6/01, фактически произведет ввод такого объекта в эксплуатацию, не согласовав его с датой получения указанного разрешения, то она несет риск возможных последствий технологического и административного характера (в случае их свершения) на объекте, на который не получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Следовательно, по общему правилу незавершенные капитальные вложения налогоплательщик не должен принимать к учету в качестве основного средства (и, соответственно, включать их стоимость в облагаемую базу по налогу на имущество). По мнению Минфина (письмо от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01), разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию является основанием для регистрации прав собственности и учета объекта в составе основных средств и, следовательно, для обложения налогом на имущество организаций.

Как следует из постановления Президиума ВАС от 16.11.2010 N ВАС-4451/10, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.
Данная позиция Президиума ВАС была доведена до сведения налоговых органов для использования в работе письмом ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ “О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам”.

На основании указанных норм можно сделать вывод, что критериями для принятия организацией созданного путем строительства объекта недвижимости на учет в качестве объекта основных средств являются следующие обстоятельства:

– объект существует физически, то есть строительство его завершено, он сдан в эксплуатацию в установленном порядке;

– объект передан организации по акту приема-передачи, вследствие чего у организации возникло право владения и пользования этим имуществом, которое может быть подтверждено документально (соответствующим договором о приобретении строящегося объекта, актом приема-передачи);

– объект отвечает в совокупности условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01.

Аналогичное мнение нашло отражение в разъяснениях Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, от 09.06.2009 N 03-05-05-01/31, от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33).

К таким же выводам приходят и суды. В своих решениях они отмечают, что, если даже на фоне проведения работ капитального характера объект начинает эксплуатироваться (с нарушением определенных технических требований или без таковых) и приносит доход (например в виде арендной платы), это не является поводом считать объект пригодным для использования в смысле п. 4 ПБУ 6/01. Об этом свидетельствуют отдельные судебные акты (постановления ФАС Поволжского округа от 30.09.2010 N А12-4653/2010, от 27.09.2010 N А65-1671/2010, от 13.04.2010 N А72-15321/2009, от 22.03.2010 N А65-149/2009)*(1).

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 01.07.2010 N Ф09-4892/10-С3 также говорится, что обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность объекта основных средств к использованию для выполнения определенных задач.

В постановлении ФАС Московского округа от 01.12.2009 N КА-А40/12794-09 судьи также пришли к выводу, что начисление налога на имущество на объект незавершенного строительства, по которому не сформирована окончательная стоимость, произведено налоговым органом неправомерно. Из материалов дела видно, что на указанном объекте производились общестроительные работы (кладка перегородок, укладка плитки), строительство автомобильной площадки, разводка воздуховодов по зданию, обвязка сантехнического оборудования, отопительных приборов, электромонтажные работы и прочее.

Наконец, в уже указанном нами выше постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 4451/10 говорится, что при выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.

Последующая судебная практика складывалась с учетом этой позиции Президиума ВАС РФ.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2011 N Ф07-2053/11 судьи отметили, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации, и независимо от ввода его в эксплуатацию. Вопрос о включении имущества в объект налогообложения не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.

Президиум ВАС РФ в п. 8 Информационного письма от 17.11.2011 N 148 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ” также указал, что при рассмотрении споров, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на имущество организаций, необходимо иметь в виду, что если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.

Читайте также:  Может ли гарантийное письмо являться надлежащим доказательством факта пользования арендованным помещением

Таким образом, пока объект не обладает соответствующими техническими характеристиками, даже при преждевременном его использовании способность этого объекта приносить экономические выгоды (доход) организации в будущем не подтверждается, а значит, имущество подлежит учету на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы” и не облагается налогом на имущество.

Вместе с тем отмечаем, что данный факт необходимо подтвердить документально. К документам, подтверждающим невозможность эксплуатации приобретенного здания, по нашему мнению, могут относиться, например, заключение эксперта, договор с исполнителем на разработку проекта реконструкции или капитального ремонта, распоряжение руководителя.

Тем не менее считаем, что существенным обстоятельством в данной ситуации будет именно фактический ввод в эксплуатацию объекта основных средств. Данное обстоятельство безоговорочно свидетельствует, что объект не требует дополнительных капитальных вложений на доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации, и полностью готов к использованию для управленческих нужд либо для производства товаров (работ, услуг).

Данный вывод вытекает из того, что законодательством о бухгалтерском учете не оговаривается связь постановки на учет основного средства с оформлением соответствующего разрешительного документа, поскольку не исключена ситуация, когда выполнение объектом всех условий его постановки на учет по п. 4 ПБУ 6/01 не синхронизировано с полученным (получаемым) разрешением на ввод его в эксплуатацию. Ведь требования бухгалтерского учета не находятся в непосредственной взаимосвязи с требованиями градостроительного законодательства.

Это позволяет нам считать, что в учетной политике организации момент принятия объекта недвижимости в качестве объектов основных средств целесообразно определить как момент, при наступлении которого в отношении объекта недвижимости, по которому закончены капитальные вложения, соблюдаются все условия п. 4 ПБУ 6/01, при этом данный объект приведен в состояние, пригодное к эксплуатации.

Кроме этого, хотелось бы обратить внимание на то, что рассматриваемая ситуации сопряжена с налоговыми рисками в силу следующих обстоятельств.

Часть объекта незавершенного строительства организация сдала в аренду. Учитывая озвученную ранее позицию Минфина России (обратите внимание на письмо от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33, в котором Минфин России в отношении налога на имущество указал, что объект принимается к учету в качестве основного средства, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию) и отдельных арбитражных судов (например, ФАС Московского округа в постановлении от 21.04.2011 N КА-А40/2059-11 пришел к выводу, что с момента составления акта приема-передачи объект переходит во владение, пользование и распоряжение нового собственника).

Последующее оформление документации на это имущество, в том числе получение свидетельства о внесении в ЕГРП, только подтверждает право собственности нового владельца. Соответственно, уплачивать налог на имущество необходимо и до завершения процедуры государственной регистрации прав собственности. Также смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 N Ф04-5476/2009(20066-А45-26)(19374-А45-26)), налоговые органы могут указать на то, что если объект незавершенного строительства частично эксплуатируется, то он приведен в состояние, пригодное для использования, и его необходимо принять на бухгалтерский учет в качестве основного средства и включить в налоговую базу по налогу на имущество.

На наш взгляд, самого факта частичной эксплуатации объекта незавершенного строительства для принятия его на бухгалтерский учет в качестве основного средства недостаточно, поскольку, как указывалось ранее, без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства он не может быть признан пригодным для использования. Тем более нельзя принять на счет 01 только часть здания, которое является одним инвентаризационным объектом, и включить его в налоговую базу по налогу на имущество, тогда как имущество, учитываемое на счете 08, не является объектом обложения налогом на имущество.

В этом случае, оценив все возможные риски, организации, возможно, следовало ввести в состав основных средств приобретенное здание, а затем, начав эксплуатировать его даже частично, определить часть помещений для дальнейших работ по дооснащению, дооборудованию и достройке.

Заметим, что проведение перепланировки в оставшихся не эксплуатируемыми помещениях может создать дополнительные трудности в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, т.к. выявит нарушение (не соответствие) построенного объекта проектной документации.

По нашему мнению, для уменьшения налоговых рисков до ввода объекта в эксплуатацию как один из возможных вариантов было заключение предварительного договора аренды.

Предварительный договор может предусматривать лишь платежи (не задаток) в обеспечение заключения основного договора аренды.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. В соответствии с письмами Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-04/2/145, от 17.09.2009 N 03-07-11/231 указанное положение НК РФ распространяется на такие способы обеспечения исполнения обязательств, как подобные платежи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

16 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Приведенные решения судебных органов могут служить аргументом, подтверждающим позицию организации в случае возможных споров с налоговым органом при неначислении налога на имущество по приобретенному зданию как по объекту, не введенному в эксплуатацию по причине необходимости доведения до состояния готовности.

Как оформить разрешительную документацию на строительство

1. О каких документах идет речь?

Перед тем как начать строительные работы, необходимо получить разрешение на строительство. По окончании строительных работ выдается разрешение на ввод в эксплуатацию.

2. От чего зависит список необходимых документов?

Списки документов для получения услуги могут различаться в зависимости от того, на какой объект строительства необходимо получить разрешение. Градостроительным кодексом выделяются:

  1. Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
  2. Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
  3. Линейный объект — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

3. Как получить разрешение на строительство объекта ИЖС?

С 4 августа 2018 года не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию:

  • гаража на земельном участке, предоставленном для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • жилого дома, садового дома, хозяйственных построек на садовом земельном участке;
  • объекта индивидуального жилищного строительства;
  • объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции либо уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

  • онлайн на mos.ru;
  • в центре госуслуг «Мои документы»;
  • лично либо по почте по адресу: Москва, улица Брянская, дом 9.

Срок рассмотрения не более 7 рабочих дней (со дня поступления уведомления о планируемом строительстве в орган исполнительной власти) — при личном обращении или онлайн и не более 9 рабочих дней (со дня регистрации уведомления о планируемом строительстве в МФЦ) — при подаче уведомления через центр госуслуг «Мои документы». В результате вам выдадут уведомление о соответствии либо несоответствии параметрам строительства объектов ИЖС или садового дома.

Более подробную информацию можно получить по телефону Единого контактного центра Комплекса градостроительной политики города Москвы: +7 (499) 401-01-01. Звонки принимаются с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00, в пятницу с 09:00 до 17:00. Суббота и воскресенье — выходные дни.

4. Как получить разрешение на строительство объекта капитального строительства?

Шаг 1. Соберите документы:

  • заявление на предоставление государственной услуги;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • при обращении доверенного лица: документ, удостоверяющий личность представителя и документ, удостоверяющий полномочия представителя;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка;
  • согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
  • положительное заключение экспертизы проектной документации в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства), если такая проектная документация подлежит экспертизе (в случае отсутствия указанных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД) или в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ)). Если проектная документация не подлежит экспертизе и отсутствует в ИАИС — результаты инженерных изысканий и материалы , содержащиеся в проектной документации;
  • в случае реконструкции многоквартирного дома: решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, а если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме — согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
  • копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи со строительством или реконструкцией которого подлежит установлению или изменению зона с особыми условиями использования территории;
  • подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям Градостроительного кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию;
  • подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в Градостроительном кодексе, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ);
  • другие документы .

Шаг 2. Подайте документы.

Разрешения на строительство выдает Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Заявку на выдачу разрешения нужно подавать онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru

Шаг 3. Получите разрешение.

Срок предоставления услуги — 7 рабочих дней со дня поступления заявления. Разрешение будет выдано в той форме и тем способом, которые вы укажете в заявлении: вручить лично, отправить по почте на бумажном носителе, направить в электронной форме в личный кабинет на mos.ru.

5. Могут ли мне отказать в выдаче разрешения на строительство?

Да, в некоторых случаях в предоставлении услуги может быть отказано. Основания для отказа:

  • несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
  • несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и другим законодательством;
  • несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, когда для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
  • отсутствие документов, предусмотренных для подачи заявления;
  • несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
  • обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
  • несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
  • отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), – в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой Правительством Москвы принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа государственной власти города Москвы;
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия:
  • наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями градостроительного кодекса;
  • подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением « О несостоятельности (банкротстве) » .

6. Могу ли я внести изменения в разрешение на строительство?

Да, для этого нужно подготовить документы и подать их так же, как при первичном получении разрешения на строительство. Внесение изменений возможно в случаях:

  • изменения правообладателя земельного участка;
  • образования земельного участка путем объединения земельных участков;
  • образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;
  • иных изменений в разрешение на строительство, не связанных с продлением срока его действия;
  • продления срока действия разрешения на строительство.
Читайте также:  Что такое оферта, как ее сделать или отозвать

Помимо основных документов понадобятся:

  • в случае изменения правообладателя земельного участка — правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (в случае, если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена);
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка — документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство;
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия — откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (в случае отсутствия его в ЕГРЗ или в ИАИС ОГД);
  • разрешение на строительство на бумажном носителе (представляется по усмотрению заявителя).
  • другие документы .

7. Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию ИЖС?

В соответствии с действующим законодательством получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не требуется, при этом до 1 марта 2021 года также не требуется подавать уведомления о планируемом строительстве и об окончании строительства в случае постройки жилого или садового дома на садовом земельном участке, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы права заявителя на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление об окончании строительства или реконструкции в течение месяца нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

  • онлайн на mos.ru;
  • в центре госуслуг «Мои документы»;
  • лично либо по почте по адресу: Москва, улица Брянская, дом 9.

Срок рассмотрения не более 7 рабочих дней (со дня поступления уведомления об окончании строительства в орган исполнительной власти) — при личном обращении или онлайн и не более 9 рабочих дней (со дня регистрации уведомления об окончании строительства в МФЦ) — при подаче уведомления через центр госуслуг «Мои документы». В результате вам выдадут уведомление о соответствии либо несоответствии построенного объекта ИЖС или садового дома, требованиям градостроительного законодательства.

Более подробную информацию можно получить по телефону Единого контактного центра Комплекса градостроительной политики города Москвы: +7 (499) 401-01-01. Звонки принимаются с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00, в пятницу с 09:00 до 17:00. Суббота и воскресенье — выходные дни.

8. Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства или линейного объекта?

Шаг 1. Подготовьте документы:

  • заявление на предоставление государственной услуги;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • при обращении доверенного лица: документ, удостоверяющий личность представителя и документ, удостоверяющий полномочия представителя;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
  • акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • технический план;
  • акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
  • Документы, перечисленные ниже, должны быть получены органом исполнительной власти самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия. Вы можете предоставить эти документы по собственной инициативе:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута ;
  • разрешение на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута — если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы;
  • градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка ;
  • разрешение на строительство;
  • заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта (при наличии в градостроительном плане земельного участка записи о соответствии архитектурно-градостроительных характеристик и параметров объекта свидетельству об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства).

“>другие документы .

Шаг 2. Подайте заявку на mos.ru.

Шаг 3. Получите разрешение.

14. Сдача в аренду объекта капитального строительства, в отношении которого отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию

Статьей 55Градостроительного кодекса РФ предусмотрена выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства после его строительства или реконструкции.Частью 5 ст. 9.5Кодекса РФ об административных правонарушениях эксплуатация объекта капитального строительства без соответствующего разрешения влечет административную ответственность. Исключение составляют случаи, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. В этой связи встает вопрос о допустимости сдачи в аренду объекта капитального строительства, в отношении которого отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию. Также на практике возникают споры о последствиях заключения предварительного договора субаренды объекта недвижимости, который не введен в эксплуатацию, но передан арендатору для осуществления ремонтных и отделочных работ.

14.1. Вывод из судебной практики:Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. Передача объекта в аренду до ввода его в эксплуатацию для осуществления ремонтных и отделочных работ не противоречит положениям ГрадостроительногокодексаРФ.

ПостановлениеПленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды”

“. 11. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названнымКодексом.

Кроме того, судам следует принять во внимание, что передача объекта аренды арендатору до ввода его в эксплуатацию для осуществления ремонтных и отделочных работ не противоречит положениям Градостроительного кодексаРоссийской Федерации. “

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения

14.2. Вывод из судебной практики:Если предварительный договор субаренды объекта недвижимости, не введенного в эксплуатацию, содержит условие о передаче субарендатору данного объекта для осуществления ремонтных и отделочных работ, то такой договор является смешанным и не противоречит действующему законодательству. Если субарендатор внес определенную этим договором плату, то она не считается неосновательным обогащением субарендодателя.

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 9798/12 по делу N А33-18187/2011

“. Индивидуальный предприниматель Корсаков Олег Анатольевич (субарендодатель; далее – предприниматель) и общество с ограниченной ответственностью “Строй Финанс” (субарендатор; далее – общество “Строй Финанс”) заключили предварительный договор от 01.11.2008 N 107 субаренды нежилых помещений (далее – предварительный договор субаренды; спорный договор).

Пунктом 1.1 данного договора стороны предусмотрели, что его предметом является обязательство заключить в будущем долгосрочный договор субаренды нежилых помещений площадью 628 кв. метров и 52 кв. метра, расположенных на 1-м этаже нежилого здания – торгово-развлекательного комплекса, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, д. 56, стр. 1 (далее – объект недвижимости).

На момент заключения предварительного договора субаренды объект недвижимости в эксплуатацию введен не был, право собственности на него зарегистрировано также не было.

Стороны также согласовали размер платы (с учетом изменений, сделанных на основании дополнительных соглашений от 01.11.2008 N 1, от 02.11.2008 N 2, от 01.01.2009 N 3, от 01.02.2009 N 4).

Общество “Строй Финанс” с марта по июль 2009 года перечислило предпринимателю платежи в общей сумме 575 450 рублей.

Предприниматель и общество “Строй Финанс” 30.06.2009 подписали соглашение о расторжении предварительного договора субаренды. В соответствии с актом от 30.06.2009 субарендатор передал субарендодателю арендуемые помещения в состоянии, позволяющем их нормальную эксплуатацию.

Ссылаясь на то, что никаких оснований для перечисления спорной суммы не имелось и предприниматель до настоящего времени неосновательно приобретенные средства не вернул, общество “Елена-М” обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании 575 450 рублей неосновательного обогащения.

Президиум считает вывод судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя неосновательного обогащения обоснованным по следующим основаниям.

Вместе с тем, как следует из условий заключенного сторонами предварительного договора субаренды и обстоятельств, связанных с его исполнением, несмотря на свое название, этот договор помимо обязанности сторон заключить в будущем договор субаренды устанавливал непосредственную обязанность предпринимателя передать обществу “Строй Финанс” во владение соответствующие помещения для целей их последующей отделки и обязанность последнего вносить плату за период такого владения.

Таким образом, заключенный сторонами спорный договор фактически являлся смешанным договором, содержащим не только условия предварительного договора субаренды нежилых помещений, но и условия о передаче этих помещений во владение будущему субарендатору в специально оговоренных целях для выполнения отделочных работ и о внесении им платы.

Действующее гражданское законодательство не содержит норм, запрещающих передавать помещения в не введенном в эксплуатацию здании для их отделки и ремонта.

Действующему законодательству также не противоречит установленная условиями спорного договора обязанность будущего субарендатора вносить плату за период нахождения помещений в его владении.

Как усматривается из условий спорного договора, заключая его, стороны исходили из необходимости выполнения обществом “Строй Финанс” отделочных работ в расположенных в не введенном в эксплуатацию здании помещениях, которые он намеревался взять в субаренду. Все условия этого договора, включая условие о плате, установлены по соглашению сторон и, устанавливая их, стороны очевидно исходили из того, что они отвечают их интересам и что обязанность одной стороны передать эти помещения во владение контрагента для выполнения необходимых работ корреспондирует обязанности контрагента вносить за них плату.

Поскольку, как следует из материалов дела, предприниматель выполнил предусмотренную спорным договором обязанность и передал помещения во владение общества “Строй Финанс”, а общество вносило определенную договором плату, основания, предусмотренные главой 60 Кодекса, для удовлетворения требования истца о возврате ответчиком этой платы как неосновательного обогащения отсутствуют. “

Штраф за отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Кто должен платить

Законное использование построенного или реконструированного дома в большинстве случаев возможно только при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатаци ю ч. 1, 2 ст. 55 ГрК РФ . Под исключение попадают случаи, когда для строительства или реконструкции не требовалось разрешение на строительство, в частност и ч. 17 ст. 51, ч. 15 ст. 55 ГрК РФ :

• изменения, не затрагивающие характеристики надежности и безопасности объектов и не превышающие предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции;

Штраф за отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию был и раньше, просто сейчас он вырос, и довольно существенн о ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ .

Кто платит штрафШтраф за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию (если оно обязательно), руб.
БылоСтало
Компания10 000— 20 000500 000— 1 000 000
Директор (ИП)1000— 200020 000— 50 000
Обычный гражданин500— 10002000— 5000

Проблема состоит в том, что получать разрешение на ввод в эксплуатацию построенного либо реконструированного здания должны застройщик и ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ . А штрафовать за его отсутствие могут тех, кто непосредственно эксплуатирует здание или его часть. Это подтвердил еще Пленум ВАС в 2011 г. Очевидно, что в случае сдачи помещения в аренду таковыми являются арендаторы. Причем если в здании их несколько, то оштрафован может быть каждый из арендаторо в п. 7 Постановления Пленума ВАС от 17.02.2011 № 11 .

Несколько позже ВАС отметил, что при наличии оснований привлечь к ответственности могут как арендатора, так и арендодателя либо обоих вмест е п. 11 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73 .

Штрафуют и арендаторов, и собственников

Практика показывает, что вопрос вины арендатора ни судьи, ни проверяющие как-то специально не разбирают. Приведем несколько примеров.

Срок давности для штрафа в сфере градостроительной деятельности — 1 год ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ . Но использование здания без разрешения на ввод в эксплуатацию — нарушение длящееся, и годичный срок отсчитывается с момента его обнаружени я п. 19 Постановления Пленума ВАС от 27.01.2003 № 2 .

1. Компания оказывала услуги автомойки в арендованном помещении подземного гаража-стоянки. Он был объектом незавершенного строительства, разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось. По результатам прокурорской проверки Мосгосстройнадзор оштрафовал компанию, суды признали штраф правомерны м Постановление 9 ААС от 31.05.2019 № 09АП-16868/2019 .

2. ИП торговал ювелирными изделиями в торговом комплексе. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию у владельца здания изначально было. Просто потом его опротестовала прокуратура, и разрешение отозвали. Что не помешало наказать арендатора, поскольку на момент проверки предприниматель эксплуатировал объект без такого разрешени я Постановление 12 ААС от 15.07.2015 № 12АП-5662/2015 .

3. ИП, арендовав помещение в торговом центре, обратился к арендодателю с запросом относительно разрешения на ввод здания в эксплуатацию, однако ответа не получил. Тем временем в центре была проведена прокурорская проверка и ИП был привлечен к ответственност и Постановление 17 ААС от 22.11.2018 № 17АП-14897/2018-АКу .

Впрочем, мы нашли и судебное решение, благоприятное для арендатора. ООО объяснило в суде, что многоквартирный дом, в котором компания арендовала встроенное нежилое помещение, был полностью заселен. В такой ситуации арендатор никак не мог предполагать, что здание не введено в эксплуатацию. А узнав об отсутствии разрешения, быстро переехал в другое место. Штраф удалось отбить в апелляционной инстанци и Постановление 11 ААС от 05.04.2018 № 11АП-2071/2018 . Но такое решение — скорее исключение из общего правила.

Интересно, что собственников, сдавших свои помещения в аренду, факт эксплуатации помещения другим лицом тоже не защищает от административной ответственности. Судьи вполне справедливо указывают, что обязанность получать разрешение лежит на собственнике и передача помещений в аренду другим лицам его от этой обязанности не освобождае т Постановления 3 ААС от 13.10.2015 № А33-10161/2015 ; 7 ААС от 20.02.2019 № 07АП-478/19 .

Что же делать?

Чтобы не попасть под теперь уже миллионный штраф, нужно заранее принять меры предосторожности:

• требуйте разрешение на ввод в эксплуатацию до подписания договора аренды;

• требуйте, чтобы в договоре аренды был указан кадастровый номер здания. Ведь разрешение на ввод в эксплуатацию — основание как для кадастрового учета, так и для регистрации прав, если только это не объект незавершенного строительств а п. 10 ст. 40 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ . По кадастровому номеру вы сможете заказать выписку из ЕГРН и увидеть, что вам хотят сдать «недострой»;

• включайте в договор обязанность арендодателя представлять вам копию нового разрешения в случае проведения каких-либо работ, требующих его получения, например реконструкции;

• прописывайте в договоре обязанность арендодателя сообщать вам о любых проблемах с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе о его отзыве или оспаривании;

• установите в договоре штраф за нарушение арендодателем вышеперечисленных обязанностей, а также оговорите, что будете взыскивать с него ущерб, если вас оштрафуют.

Конечно, 100%-й защиты от штрафа это не даст, но по крайней мере в суде вы сможете заявить о том, что приняли все меры для соблюдения действующих правил. Возможно, это поможет доказать вашу невиновность. Ведь без вины никого нельзя штрафоват ь ст. 2.1 КоАП РФ .

Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдени ю ст. 2.1 КоАП РФ .

Если, предположим, вы представите доказательство того, что арендодатель попросту обманул вас, заявив, что разрешение есть, либо показав фальшивку, тогда шансы отбить штраф есть.

КоАП допускает замену штрафа устным замечанием, если совершенное нарушение малозначительн о ст. 2.9 КоАП РФ . Но в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию этот аргумент не проходи т Постановление 17 ААС от 22.11.2018 № 17АП-14897/2018-АКу .

Эксплуатация без разрешения: оцениваем налоговые последствия

Письмо Минфина России от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43913 будет полезно изучить компаниям, которые реконструировали принадлежащее им здание, начали его использовать, но не получили разрешение на ввод его в эксплуатацию. Финансисты рассказали о том, как отсутствие такого документа повлияет на расчет налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Нет разрешения – будет штраф

Любая организация, владеющая объектом капитального строительства, должна иметь разрешение на его эксплуатацию. Этот документ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме и соответствие построенного (реконструи­рованного) объекта градостроительному плану и проектной документации (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса). Кроме того, он является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства и внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта (п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса).

За эксплуатацию без разрешения преду­смотрен штраф, который составляет:

  • для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • для организаций — от 10 000 до 20 000 руб. (п. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

Таким образом, эксплуатация объекта капитального строительства (реконструированного объекта) без соответствующего разрешения не допускается.

В комментируемом письме Минфин России рассмотрел ситуацию, когда компания эксплуатирует реконструированный объект недвижимости в производственной деятельности, но разрешения на его ввод в эксплуатацию после реконструкции не имеет. Финансисты попытались оценить последствия для налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Сразу скажем, что конкретных ответов они не дали, а лишь отделались общими нормами Налогового кодекса.

Амортизируем без проблем

Первый вопрос, который рассмотрели финансисты в комментируемом письме, касается начисления амортизации по реконструированному объекту, если компания не получила разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Финансисты отметили, что порядок начисления амортизации установлен ст. 256—259.3 НК РФ. При этом начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

На наш взгляд, из приведенных выше норм Налогового кодекса следует, что компания в рассматриваемой ситуации может амортизировать объект основных средств, который подвергся реконструкции и по которому не было получено разрешение на ввод его в эксплуа­тацию, но он фактически уже используется в деятельности организации. Дело в том, что вышеназванные нормы Налогового кодекса не содержат запрета на начисление амортизации в отношении таких объектов. Случаи, когда объект выводится из состава амортизируемого имущества и по нему прекращает начисляться амортизация, перечислены в п. 3 ст. 256 НК РФ. И среди них отсутствие разрешения на ввод в эксплуа­тацию не названо.

Косвенно подтверждает эту позицию письмо Минфина России от 26.03.2008 № 03-03-06/1/205. В нем рассмотрена несколько иная ситуация, но сделанные выводы, по нашему мнению, можно распространить и на наш случай. В указанном письме специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что компания может начислять амортизацию по объектам связи в том случае, когда отсутствует разрешение на его эксплуа­тацию от органов Россвязьохранкультуры. То есть получается, что во главу угла финансисты ставят не наличие официального разрешения на эксплуатацию объекта, а его фактическое использование в деятельности компании.

Суды также считают, что в рассмат­риваемой ситуации компания имеет полное право начислять амортизацию. Они указывают, что отсутствие специального разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не влечет налоговых последствий в виде невозможности начисления амортизации (Рекомендации Научно-консультативного совета о практике применения налогового законодательства (одобрены Президиумом ФАС Волго-Вятского округа, протокол заседания от 19.10.2010 № 7), постановление ФАС Московского округа от 24.12.2010 № КА-А40/16460-10). Правомерность отнесения в состав расходов сумм начисленной амортизации определяется наличием затрат на приобретение (сооружение) имущества, а также соответствием критериям амортизируемого имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 № 5600/07). Выдаваемое на основании ст. 55 Градострои­тельного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о возможности эксплуатации объекта. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно: его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № ВАС-4451/10).

Таким образом, компания вправе начислять амортизацию и учитывать ее в расходах, уменьшающих налог на прибыль, по объекту, фактически использующемуся в производственной деятельности, независимо от того, получено разрешение на ввод его в эксплуатацию или нет.

Вычет НДС правомерен

Следующий вопрос касается правомерности в рассматриваемой ситуации принятия к вычету сумм НДС, предъявленных компании подрядными организациями при проведении работ по реконструкции основных средств.

По общему правилу суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ). Финансисты напомнили, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по данному налогу (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом вычеты указанных сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ).

Мы считаем, что организация имеет право принять к вычету «входной» НДС, предъявленный подрядными организациями в отношении проведенных ими работ на объекте, разрешение на эксплуатацию которого не получено. Если объект будет использоваться в облагае­мых НДС операциях, результат работ принят к учету, имеются первичные до­кументы и счет-фактура, то НДС можно принять к вычету. Ведь никаких иных условий для вычета НК РФ не содержит.

Отметим, что для вычета НДС факт эксплуатации построенного объекта вообще не важен. ФАС Московского округа в постановлении от 19.04.2012 № А40-77285/11-107-332 указал, что действующее налоговое законодательство обусловливает право на применение налоговых вычетов по НДС заказчиком при приобретении работ, в том числе строительных, приемкой и принятием на учет результатов выполненных работ безотносительно того, выделены ли в договоре этапы строительных работ, происходит ли переход от подрядчика к заказчику рис­ков случайной гибели или повреждения результатов работ, а также вне зависимости от факта окончания или степени законченности строи­тельных работ. Суд также подчеркнул, что данная позиция согласуется с судебной практикой, в частности, определения­ми ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8688/09, от 29.03.2010 № ВАС-740/10, от 07.08.2009 № ВАС-10062/09.

Налог на имущество: платить или нет?

Если имущество учитывается на балансе в качестве основного средства, оно является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета, если иное не установлено НК РФ (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Так, имущество принимается к учету в качестве основных средств при единовременном выполнении условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации. А в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) сказано, что сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

На этом специалисты Минфина России поставили точку в своих рассуждениях, так и не сделав никакого вывода.

На наш взгляд, после того как компания ввела реконструированный объект в эксплуатацию (даже без официального разрешения), возникает необходимость уплачивать налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, затраты на реконструкцию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы. По завершении работ эти вложения либо увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств, в отношении которого проводилась реконструкция, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно.

Суды также придерживаются позиции, что если капитальные вложения в объект завершены и он отвечает признакам основного средства, то в отношении таких вложений должен начисляться налог на имущество (определения ВАС РФ от 04.10.2013 № ВАС-13896/13, от 19.11.2012 № ВАС-14437/12).

Таким образом, если компания начала эксплуатировать реконструированный объект, затраты по реконструкции она должна учесть в составе основных средств и, соответственно, начислять по ним налог на имущество независимо от наличия или отсутствия разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию.

Читайте также:  Является ли письмо заказчика с требованием приостановить выполнение работ на неопределенное время заявлением об одностороннем
Ссылка на основную публикацию