Арендная плата за публичные земельные участки

Установлены новые правила расчета арендной платы за участки в публичной собственности со строениями на них

Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

Правительство РФ внесло ряд изменений в порядок определения размера арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки. В частности, изменилась формула расчета арендных платежей, а также приняты во внимание различия в правовом режиме сдаваемых в аренду участков — ограниченных и не ограниченных в обороте.

В начале мая Правительство РФ внесло ряд изменений в постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — постановление № 582, изменения внесены постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 № 531, далее — постановление № 531).

Размер аренды публичных земельных участков будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости права аренды, а не стоимости самого участка

Постановление № 531 уточняет способ расчета размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности РФ. Теперь арендная плата для таких участков в расчете на год должна определяться на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, тогда как прежняя редакция документа предусматривала расчет арендной платы на основании рыночной стоимости самих участков.

В прежней редакции постановления № 582 арендная плата рассчитывалась как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной ‎в процентах ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало календарного года. Затем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, ‎с 1 января 2016 г. вместо ставки рефинансирования стала применяться ключевая ставка Банка России. При этом колебания значений ключевой ставки Банка России, которая является прежде всего инструментом денежно-кредитной политики ‎и не учитывает последствия для земельно-имущественных отношений, делали весь механизм расчета арендной платы ‎в отношении земельных участков нецелесообразным.

В связи с этим постановлением № 531 из постановления № 582 были исключены положения, предусматривавшие расчет арендной платы как произведение рыночной стоимости земельного участка и ключевой ставки Банка России. Вместо этого в постановление № 582 введены положения, ‎в соответствии с которыми размер арендной платы в отношении федеральных земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, должен рассчитываться по результатам оценки рыночной стоимости права аренды, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и проводимой не чаще одного раза в пять лет. Соответственно, ежегодный размер арендной платы за участки должен определяться как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды участка, на общий срок договора аренды.

По мнению разработчиков этих поправок, такие изменения приведут к установлению экономически обоснованного размера арендной платы, который не будет меняться на протяжении длительного периода.

Размер арендной платы за участок, который нельзя приобрести в собственность, должен быть снижен по сравнению с платой за участки, приобрести которые можно

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Иными словами, земельные участки, расположенные в границах ограниченных в обороте земель, не могут являться полноценным объектом рыночных отношений. Между тем такие участки могут находиться в аренде у частных лиц — собственников расположенных на них зданий. При этом возможность исключения земельных участков из границ ограниченных ‎в обороте земель не зависит от волеизъявления собственников зданий, расположенных на данных земельных участках.

Получается, что собственники зданий, расположенных на земельных участках, ограниченных в обороте, вероятнее всего, никогда не смогут приобрести эту землю в собственность.

В связи с этим постановлением № 531 вводятся дополнительные гарантии экономической обоснованности определения арендной платы для лиц, арендующих земельные участки из состава ограниченных в обороте земель. В частности, утвержденные постановлением № 582 Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнены принципом учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права ‎на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. В соответствии с данным принципом размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Для рассматриваемого случая постановлением № 531 вводится льготная ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, но не выше размера земельного налога, рассчитанного для сходных земельных участков без ограничений на их приобретение. Если же размер арендной платы, рассчитанный на основании льготной ставки в 1,5% от кадастровой стоимости участка, окажется выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, то размер арендной платы будет определяться в размере земельного налога.

Поправки, внесенные в постановление № 582 постановлением № 531, вступят в силу в августе 2017 г. — по истечении трех месяцев с даты опубликования документа.

Приложение 1. Ставки арендной платы за землю в г. Москве

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 6 августа 2019 г. – Постановление Правительства Москвы от 6 августа 2019 г. N 1012-ПП

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП

Ставки арендной платы за землю в городе Москве*(1)

С изменениями и дополнениями от:

28 августа 2007 г., 10 июня, 28 октября 2008 г., 24 марта 2009 г., 18 июля 2012 г., 18 июня 2013 г., 17 апреля, 27 августа, 23 декабря 2014 г., 17 июня, 28 августа 2015 г., 29 марта 2016 г., 30 июня, 1 августа 2017 г., 18 декабря 2018 г., 6 августа 2019 г.

ГАРАНТ:

Ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка при оплате услуг организации-арендатора земельного участка или закупке произведенной им продукции за счет средств бюджета г. Москвы, при условии, что такая продукция (услуга) составляет не менее 70% в общем объеме доходов (реализации), в границах территории Московского международного делового центра “Москва-Сити” и в отношении земельных участков, предоставленных аккредитованным предприятиям бытового обслуживания, предприятиям общественного питания детского и молодежного досуга утратили силу с 1 января 2009 г.

Разрешенное использование земельного участка

Ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

На период реконструкции зданий и сооружений без изменения вида разрешенного использования земельного участка, но не более 2 лет

Для размещения имущественного комплекса перебазируемой организации, но не более чем на 3 года

Для организаций, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%

При оплате услуг организации-арендатора земельного участка или закупке произведенной им продукции за счет средств бюджета города Москвы, при условии, что такая продукция (услуга) составляет не менее 70% в общем объеме доходов (реализации) *(6)

При несоответствии фактического использования земельного участка утвержденным градостроительным требованиям

В отношении земельных участков, предоставленных общественным организациям (объединениям), профессиональным союзам, объединениям работодателей

В отношении земельных участков, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения

В отношении земельных участков, предоставленных организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве, утвержденную распорядительными документами Правительства Москвы

В границах территории Московского международного делового центра “Москва-Сити”*(6)

В отношении земельных участков, предоставленных предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в годовых (или трехлетних) программах поставок продовольствия

В отношении земельных участков, предоставленных аккредитованным предприятиям бытового обслуживания, предприятиям общественного питания детского и молодежного досуга*(6)

Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, за исключением

строительства жилых зданий

Информация об изменениях:

Земельные участки, предназначенные для строительства многоквартирных жилых зданий, соответствующих требованиям к архитектурно-градостроительным решениям

Земельные участки, предназначенные для размещения наемных домов коммерческого использования

Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки

Земельных участков, приобретенных гражданами (предоставленных гражданам) под индивидуальное жилищное строительство

Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, за исключением земельных участков, предназначенных для:

Многоэтажных и/или подземных гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Гаражей-стоянок для личного автотранспорта, включенных в программу “Народный гараж”, а также “перехватывающих” парковок

Объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Эксплуатации объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, за исключением предоставленных для:

Розничной торговли в киосках и павильонах, специализирующихся на торговле билетами общественного городского транспорта, театральными билетами, периодической печатью, мороженым, квасом, хлебобулочными изделиями, культовыми принадлежностями, утварью и атрибутикой, оказания услуг бытового обслуживания населения в специализированных киосках и павильонах

Деятельности по предоставлению справочно-информационных услуг населению

Организации похорон и предоставления связанных с ними услуг

Деятельности приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных

Деятельности по организации азартных игр

Предоставления услуг бань в банях с залами общего пользования

Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц, кроме:

Строительства гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов

Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, кроме:

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, за исключением предоставленных для:

Фундаментальных научных исследований

Прикладных научных исследований и экспериментальных разработок

Эксплуатации культовых комплексов, зданий, сооружений, духовно-административных центров религиозных организаций и деятельности по религиозному образованию

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии

По обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях

Земельных участков, предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов технологических парков*(7)

Земельных участков, предназначенных для размещения имущественных комплексов государственных научных центров Российской Федерации*(4)

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, за исключением земельных участков, предоставленных для осуществления следующей деятельности:

Производство станков и инструмента*(3)

Производство автомобилей, производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей

Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, бытовых электрических приборов

Производство резиновых шин, покрышек и камер

Текстильное производство, производство одежды, обуви, игр и игрушек, производство составных частей и приспособлений машин для текстильной, швейной и кожевенной промышленности

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, макаронных изделий, готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки

Оптовые поставки основных видов продовольствия, утверждаемые распорядительными документами Правительства Москвы

Эксплуатация объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

Удаление сточных вод и обработка твердых отходов

Сбор, очистка и распределение воды, в том числе гидротехнических очистных сооружений и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства

Сбор и обработка вторичного сырья

1 руб. за участок

Благоустройство территорий, прилегающих к вокзальным комплексам и привокзальным площадям

1 руб. за участок

Размещение и строительство имущественных комплексов технополисов*(7)

Информация об изменениях:

Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов

Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов

Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте*(5)

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, кроме:

Читайте также:  Договор о переводе долга по договору займа - образец

Строительства, за исключением:

Магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередач, а также взаимосвязанные вспомогательные работы*(5)

эксплуатации и ремонта метрополитена и сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и оказывающего услуги по утвержденным государством тарифам*(5)

Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами*(5)

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования

Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные*(5)

*(1) Ставки арендной платы за землю указаны в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, если не предусмотрено иное.

Информация об изменениях:

*(3) Здесь и в дальнейшем виды деятельности приведены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).

*(4) В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 “О государственных научных центрах Российской Федерации”.

*(5) Размер арендной платы по данному виду разрешенного использования не может быть менее 1 руб. за земельный участок.

*(6) Утрачивает силу с 1 января 2009 года.

*(7) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП “О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве”, а также в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона города Москвы от 7 октября 2015 г. N 55 “О промышленной политике города Москвы”.

1. Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых организациями и физическими лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, установлен 1 рубль. В случае, если физическое лицо полностью освобождено от земельного налога или имеет право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в соответствии с действующим законодательством, а также имеет в пользовании несколько земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 рубль производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

1(1). Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых государственными учреждениями города Москвы, в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет 1 рубль.

1(2). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, получивших в установленном порядке статус промышленного комплекса, устанавливается в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен статус промышленного комплекса, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Правительства Москвы от 24 января 2017 г. N 10-ПП примечание 1(3) к настоящему приложению распространяется на имущественные комплексы, расположенные на территориях, признанных в установленном порядке инвестиционными приоритетными проектами г.Москвы, в том числе получивших статус технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка (за исключением статуса промышленного комплекса), до вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 марта 2016 г. N 114-ПП “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП”

1(3). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, расположенных на территориях, признанных в установленном порядке инвестиционными приоритетными проектами города Москвы, в том числе получивших статус технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка (за исключением статуса промышленного комплекса), устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен соответствующий статус, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен соответствующий статус.

Информация об изменениях:

Пункт 1(4) изменен с 18 декабря 2018 г. – Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2018 г. N 1591-ПП

1(4). Основанием для применения ставок арендной платы, предусмотренных пунктами 1(2) и 1(3) примечаний к приложению 1 к настоящему постановлению, являются:

– правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса промышленного комплекса, технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка, инвестиционного приоритетного проекта, принятые в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП “О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве”;

– правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса управляющей организации, резидента технологического парка, принятые в порядке, действовавшем до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП “О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве”.

1(5). Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них кинотеатров и кинозалов, при условии, что площадь размещаемого в объекте капитального строительства кинотеатра и кинозала составляет не менее 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, устанавливается в размере 0,05 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

В случае, указанном в настоящем пункте, правила пункта 2.7 настоящего постановления не применяются.

2. Размер арендной платы за земельные участки (либо их части), расположенные в пределах проезжей части и предоставленные для размещения стоянок кратковременного хранения автотранспорта, включая городские платные парковки, а также для обеспечения строительных работ, в порядке, действовавшем до даты вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, определяется по формуле:

,

S – площадь участка,

СМ – стоимость за квадратный метр в год, которая составляет:

– в границах Третьего транспортного кольца города Москвы – 30 000 руб./кв. м;

– за пределами Третьего транспортного кольца города Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги – 25 000 руб./кв. м;

– в границах территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ “Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью”, и в городе Зеленограде – 15 000 руб./кв. м.

3. Размер арендной платы за земельные участки, расположенные в границах улично-дорожной сети и земель резерва, особо охраняемых природных территорий, скверов и парков, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящих примечаний, а также за земельные участки, в отношении которых правовыми актами Правительства Москвы не утверждена кадастровая стоимость, устанавливается по формуле:

,

САП – ставка арендной платы согласно настоящему приложению,

СУПКС – средний удельный показатель кадастровой стоимости для фактического использования земельного участка,

Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.

На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.

Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.
Читайте также:  Техническая ошибка в сметной документации, влияющая на стоимость работ

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования. В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки. Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Арендная плата за публичную землю не может быть выше платы за федеральную

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Размер арендной платы, подлежащей уплате пользователями недр за земельные участки относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных Правительством РФ для земель федеральной собственности. Так постановил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В Арбитражный суд Калининградской области обратилось Управление имущественных и земельных отношений администрации МО “Гвардейский район”. В исковом заявлении Управление требовало взыскать с организации задолженность в оплате по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Как выяснилось в ходе судебного рассмотрения, данная задолженность, по мнению истца, возникла в результате расчета размера арендной платы, выполненного арендодателем. При данном расчете истец применял нормы, изложенные в решении Совета депутатов муниципального образования “Гвардейский район” от 25.12.2013 N 269 “Об утверждении положения (методики) определения размера арендной платы за земельные участки, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков в муниципальном образовании “Гвардейский район”. По этим нормам для земельных участков под объектами, связанными с добычей полезных ископаемых, в частности нефти, применяется коэффициент, определяемый по категории земель в размере 20.

Однако организация-арендатор указала, что в этом случае размер арендной платы за данный земельный участок значительно превышает ставки, установленные Правительством РФ в постановлении от 16.07.2009 N 582 “Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации”.

Арбитражный суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда обратилось с апелляционной жалобой Управление, оставил решение нижестоящего суда в силе. В постановлении от 30.04.2015 N 13АП-5762/2015 по делу N А21-9524/2014 арбитры указали, что при определении размера арендной платы, стороны должны были руководствоваться постановлением Правительства РФ N 582.

По нормам из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Однако общие правила для определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством РФ. Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом порядок определения размера арендной платы за использование таких земель устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов. При этом, порядок расчета арендной платы за такие земельные участки определяет Правительство РФ. Таким образом, полномочия по определению порядка расчета арендной платы, подлежащей уплате пользователями недр за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, на федеральном уровне переданы Правительству РФ.

По Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 582, размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду пользователю недр для ведения работ, ограничен 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Порядок правоприменения этих правил обозначен в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11. В соответствии с позицией ВАС размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Правительством РФ для земель федеральной собственности. Аналогичную позицию высказал Верховный суд РФ в определении от 20.03.2015 N 303-ЭС15-2226.

На основании всего вышеизложенного суды двух инстанций обоснованно отказали истцу в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием задолженности по арендной плате у ответчика.

Экспертное мнение по вопросу определения арендной платы за использование публичных земельных участков, занятых отдельными объектами энергетики

М.С. Муравьёва, главный юрисконсульт ПАО «ТПлюс»,
эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru), г. Москва

Автор приводит правовой анализ актуального на сегодня вопроса определения размера арендной платы за использование находящихся в публичной собственности и занятых отдельными объектами энергетики земельных участков (включая тепловые станции и трубопроводы). В частности, в контексте последних изменений правового регулирования и судебной практики рассматривается проблема допустимости применения ставок арендной платы, установленных для федеральных земельных участков, в отношении участков, находящихся в региональной, муниципальной и неразграниченной собственности. Экспертное мнение подготовлено с учетом правовой базы и правоприменительной практики по состоянию на 06.10.2015 г.

Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) внес существенные коррективы в правовое регулирование отношений по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

При этом критерии разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в части определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, Закон № 171-ФЗ оставил без изменения.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 (ред. от 30.10.2014 г.) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582) утверждены правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) в постановлении от 17.04.2012 г № 15837/11 сформулировал подлежащую применению судами с момента опубликования постановления правовую позицию о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением № 582 для земель федеральной собственности. При этом Президиум ВАС РФ при формировании позиции руководствовался исключительно закрепленными в названном постановлении принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как указано в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ и было подтверждено впоследствии Президиумом ВАС РФ в т.ч. в постановлениях от 02.04.2013 г. № 14902/12, от 17.12.2013 г. № 10782/13, эти ставки являются ориентирами (предельно допустимым размером) для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами; применение после введения в действие Постановления № 582 ранее установленных регулируемых ставок арендной платы за земельные участки не соответствует требованиям ЗК РФ, принципам и правилам, установленным в Постановлении № 582.

Применительно к земельным участкам, на которых размещены тепловые станции, обслуживающие их сооружения и объекты, к земельным участкам, занятым трубопроводами и иными объектами, используемыми в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, вышеуказанная позиция ВАС РФ допускала непосредственное применение арендаторами земельных участков, находящихся в региональной, муниципальной собственности или в неразграниченной собственности, ставок, установленных в приказе Минэкономразвития России от 18.06.2013 г № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов», приказе Минэкономразвития России от 23.04.2013 г № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (изданы на основании и во исполнение Постановления № 582). Вместе с тем правовые основания для непосредственного применения к договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной, собственности субъектов РФ, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, ставок арендной платы, утвержденных приказами Минэкономразвития России, не усматривались.

Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) пересмотрел вышеуказанную позицию ВАС РФ, упраздненного в рамках проведенной в 2014 г. судебной реформы.

По результатам анализа практики применения положений Постановления № 582 Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ (См. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ № 310-ЭС15-1189 от 15.06.2015 г по делу № А14-12748/2013, Обзор судебной практики от 26.06.2015 г № 2 (2015) ВС РФ, Определение ВС РФ от 27.08.2015 г № 303-ЭС15-3782 по делу № А51-3357/2014, Определение ВС РФ от 24.12.2014 г № 22-АПГ14-4, Определение ВС РФ от 13.05.2015 г. № 306-ЭС14-6558, А12- 1426/2014, Определение ВС РФ от 27.08.2015 г. по делу № 303-ЭС15-7877, Определение ВС РФ от 27.08.2015 г. по делу № 309-ЭС14-7950, А47- 15325/2012, Определение ВС РФ от 21.09.2015 г. № 303-КГ15-6224 по делу № А51-14102/2014. – Прим. авт.) можно обозначить следующие, имеющие важное значение при определении размера арендной платы за использование публичных земельных участков, выводы:

Читайте также:  Акт выполненных работ по договору подряда

1. В силу разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления утвержденные Постановлением № 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности РФ. Действие указанных Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

2. Таким образом, изложенный подход к толкованию правовых норм, содержащихся в Постановлении № 582, отличен от ранее применяемых позиций в практике арбитражных судов и согласующихся с правовой позицией ВАС РФ, согласно которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, над ставками, установленными Постановлением № 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.

3. Не может быть оспорено условие договора аренды об определении размера арендной платы за земельный участок (равно как нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления), на том основании, что эта плата не соответствует правилам определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.

4. Содержащиеся непосредственно в федеральных законах ставки арендной платы являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. Данный вывод ВС РФ соответствует ранее обозначенному ВАС РФ.

В частности, пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование земельными участками, право аренды в отношении которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.

Важно: Однако судебные акты ВС РФ, содержащие вышеуказанные выводы, касались вопросов применения норм ЗК РФ и Постановления № 582 к спорам, возникшим в связи с взысканием задолженности по арендной плате/неосновательного обогащения за период пользования земельными участками до 01 марта 2015 г.

Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 252-ФЗ), вступившим в силу с 01 марта 2015 г., установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (представляется, что к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, названная норма подлежит применению по аналогии закона. – Прим. авт.) и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. (Согласно разъяснениям, данным в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. № 73, изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. – Прим. авт.).

В подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ перечислены следующие объекты государственного значения (объекты федерального значения, объекты регионального значения) и объекты местного значения:

■ объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

■ объекты использования атомной энергии;

■ объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

■ объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

■ объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

■ линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

■ объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

■ автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Принимая во внимание особый характер перечисленных объектов, представляется, что рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную, в том числе, в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги владельцев указанных объектов, обеспечения баланса интересов производителей и потребителей указанных продукции и услуг.

Справочно: Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:

■ объекты федерального значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социальноэкономическое развитие Российской Федерации (абз. 18 ст. 1);

■ объекты регионального значения – объекты капитального строительства, иные объекты,

территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ и Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ (абз. 19 ст. 1);

■ объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений,городских округов (абз. 20 ст. 1).

Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 г. № 162-р «Об утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации» к объектам федерального значения в области энергетики отнесены, в частности, электрические станции, установленная генерирующая мощность которых составляет 100 МВт и выше.

В силу статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений, городского округа в том числе относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Выводы:

1. С учетом приведенной позиции ВС РФ правовые основания для применения в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена, ставок арендной платы, установленных в приказе Минэкономразвития России от 18.06.2013 г № 347, приказе Минэкономразвития России от 23.04.2013 г № 217, отсутствуют. В этой связи существуют риски взыскания с арендаторов названных участков задолженности по арендной плате, с применением методик определения арендной платы, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий (основанием для пересмотра вступивших в силу судебных актов (например, по искам о взыскании с арендаторов задолженности по арендной плате) по новым обстоятельствам может стать определение в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ практики применения рассматриваемых правовых норм, если в соответствующем акте ВС РФ будет содержаться указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства (п. 5 ст. 311 АПК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ). На дату подготовки настоящего мнения такой судебный акт не принят. – Прим. авт.).

2. В случае размещения на земельных участках тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, соответствующих параметрам объектов, перечисленных в п. 4 статьи 39.7 ЗК РФ, представляется допустимым применение с 01 марта 2015 г. арендаторами таких земельных участков, находящихся в региональной, муниципальной собственности или в нераз- граниченной собственности, ставок платы, установленных в приказе Минэкономразвития России от 18.06.2013 г № 347, приказе Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. № 217. Данный вывод не подтвержден правоприменительной практикой ввиду ее отсутствия.

Справочно: для применения ставок арендной платы, утвержденных Постановлением № 582, приказами Минэкономразвития РФ, должно соблюдаться следующее условие: договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу ЗК РФ (от 30.10.2001 г.) либо стороны договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям (см. п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. № 73).

Размер арендной платы за земельный участок.

Добрый вечер коллеги. На руках решение 2х судов. Решение суда областного: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Решение суда районного: о взыскание задолженности по арендной плате.

Ситуация такая. Районный суд. Истец просит взыскать с ответчика (мой доверитель) арендную плату за земельный участок который находиться в собственности РФ за период 18г. Мы параллельно заходим в областной суд об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, дело выигрываем. Но вот районный суд не принял во внимание решение суда областного, т.к кадастровая стоимость по факту меняется в 19г, а взыскивают за 18. Что на мой взгляд правомерно, но нужна апелляция.

Возможно ли в апелляции плясать от того, что Истец не уведомлял ответчика об изменениях кадастровой стоимости?

Так же интересует вопрос возможно ли изменение кадастровой стоимости подтянуть под «изменение ставки арендной платы» и тогда вообще все эти изменения должны утверждаться доп. соглашение к договору аренды?

Добрый вечер! Из описания не совсем понятно, как сформулировано в договоре аренды условие об арендной плате (твёрдая сумма, расчётная величина от кадастровой стоимости или не определена вовсе). Также не ясно, какие возражения давались на иск в Районном суде (оспаривалось право истца на одностороннее изменение арендной платы по договору или установленный в одностороннем порядке размер арендной платы), заявлялись ли встречные требования. От этого зависят перспективы обжалования решения районного суда. Полагаю, что установление новой кадастровой стоимости в областном суде происходит со дня подачи удовлетворённого иска, а изменение арендной ставки произошёл ранее этой даты. Уведомлять об изменении кадастровой стоимости аредодатель не обязан (он обязан уведомить об одностороннем изменении арендной ставки, если такое право у него есть по договору). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков публичны. Смотрите договор аренды на предмет порядка установления (одностороннего изменения) ставки арендной платы. Если арендодателем все сделано правильно – шансов у Вашей позиции не вижу. Нужно искать другие доводы.

В суде 1й инстанции в возражении на иск опирались на то, что Росимущество не уведомляло об изменении арендной платы в одностороннем порядке. Суд эти доводы не принял, сослался на то, что Росимуществом отправлялись претензии о погашении долга, но это ведь не уведомление.

Договор типовой, об условиях арендной платы там сказано, что она высчитывается исходя из приложения к договору (расчет), в нем фигурирует: кадастровая стоимость и коэфицинт-дифлятор.

Интересна сама формулировка: “изменение арендной платы” и “изменение ставки арендной платы”. Перерыл все, не нашел нигде что именно включается в эту “ставку”. Потому что при ее изменение должно быть составлено доп.соглашение.

Ставка арендной платы – это совокупность платежей за предусмотренный договором период (месяц, год и т.д.). Важно знать -чья земля (федеральная, субъекта, муниципальная). От этого зависит – на каком уровне устанавливается арендная плата (федеральная), ставка (субъект федерации). Судя по Вашему описанию – похоже, что федеральная. Посмотрите постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N582 об определении арендной платы за землю. В пункте 9 Порядка (приложение к постановлению) сказано: При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

Ссылка на основную публикацию