НДС при получении субсидий

Учет НДС при получении субсидий и инвестиций упорядочился

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Есть немало налогоплательщиков, которые играют существенную роль в экономике своего региона или всей страны и благодаря этому в значительной степени функционируют за счет бюджетной помощи в виде субсидий и бюджетных инвестиций. В то же время они остаются плательщиками НДС, но, очевидно, в общем порядке уплачивать его не должны.

Отдельные правила для них установлены в гл. 21 НК РФ. Данные правила в силу Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ в очередной раз изменяются (с 01.01.2019), причем благоприятным для налогоплательщиков образом: уточняются некоторые положения, до сих пор бывшие неясными.

О вычетах НДС, если субсидии получены и расходуются

В пункте 2.1 ст. 170 НК РФ разъясняется, что делать налогоплательщику с вычетами НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Установлено, что по приобретенному таким образом имуществу суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Данная норма до сих пор была изложена недостаточно корректно. Ее можно было трактовать таким образом, что налогоплательщик вообще лишается вычетов по НДС, если получил субсидию или бюджетные инвестиции.

Теперь в п. 2.1 ст. 170 НК РФ прямо обозначено, что вычет налога не предоставляется только в отношении тех товаров (работ, услуг), которые были приобретены именно за счет субсидий и инвестиций соответственно их доле в общей сумме товаров (работ, услуг). Указанная доля (обозначим ее как Д) определяется по следующей формуле:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг)

Общая стоимость товаров
(работ, услуг)

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: уточнено, что в случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплаченная за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.

В действовавшей до сих пор редакции п. 2.1 ст. 170 НК РФ было установлено условие, согласно которому суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с данной нормой, можно принять в расходах, но только если затраты на приобретение учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при этом ведется раздельный учет.

Теперь в любом случае данные суммы должны учитываться единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ независимо от того, как учитываются затраты на приобретение товаров (работ, услуг).

Что касается раздельного учета: он будет необходим, только если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции. Тогда налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет бюджетных средств, и затрат, осуществляемых за счет других источников.

Действовавшая до сих пор редакция предусматривала, что при отсутствии раздельного учета нельзя учитывать суммы налога в расходах. Теперь же последствие иное – придется восстановить суммы НДС. На это указано отдельно в новом пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Восстановленные суммы следует учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Обратите внимание: положения п. 2.1 и пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджета, начиная с 01.01.2019 (п. 7 ст. 9 Федерального закона № 424-ФЗ).

Суммы НДС, принятые к вычету в календарном году за налоговые периоды начиная с налогового периода, в котором получены субсидии и (или) бюджетные инвестиции, надо восстанавливать в последнем налоговом периоде указанного календарного года в соответствующей доле. Эта доля определяется так:

Суммы субсидий и (или)
бюджетных инвестиций

Общая величина
совокупных расходов

Имеются в виду совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, осуществленных в течение названных налоговых периодов.

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: положительная разница между суммой субсидий и (или) бюджетных инвестиций и суммой расходов при расчете доли в текущем календарном году не учитывается и прибавляется к сумме субсидий и (или) бюджетных инвестиций для целей расчета доли в следующем календарном году.

И еще одно существенное дополнение в п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Эта норма не применяется, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. То есть таким способом финансируются только непосредственно расходы на приобретение товаров (работ, услуг), а НДС по ним налогоплательщик уплачивает поставщику за собственный счет. Но тогда этот НДС налогоплательщик сможет принять к вычету в общем порядке.

Принятый к вычету НДС надо восстановить

Вновь подвергнулся корректировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. В нем тоже говорится о том, что делать с НДС по приобретению при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций, но в отношении затрат, которые были осуществлены еще до получения этих средств (то есть налог уже был правомерно принят к вычету).

Теперь уточнено, что речь идет именно о ранее произведенных затратах, которые возмещаются за счет субсидий и инвестиций. Суммы налога по таким затратам надо восстановить.

До сих пор указывалось, что это надо сделать независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Новая редакция аналогично положениям п. 2.1 ст. 170 НК РФ разрешает данную норму не применять, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При частичном возмещении ранее произведенных затрат по-прежнему восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Но уточнен порядок расчета этой доли – она должна определяться так:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
за счет которых были возмещены затраты на приобретение товаров (работ, услуг)

Общая стоимость товаров
(работ, услуг)

Обратите внимание: в случае получения субсидии на возмещение затрат по уплате сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, восстановлению подлежит сумма налога, ранее принятая к вычету, в размере полученной субсидии.

Если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на возмещение затрат по которым предоставляются указанные бюджетные средства, восстанавливается сумма НДС, принятая к вычету в течение календарного года, предшествовавшего году получения средств, в соответствующей доле.

Эта доля определяется так:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
полученных на возмещение затрат

Общая величина
совокупных расходов

Имеются в виду совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, осуществленных в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К сведению: положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции применяются в отношении приобретения за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджета начиная с 01.01.2019 (п. 8 ст. 9 Федерального закона № 424-ФЗ).

НДС при получении субсидий

Дата публикации 20.12.2018

Документ

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”

Комментарий

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ (далее – Закон № 424-ФЗ) внес ряд изменений в главу 21 НК РФ “Налог на добавленную стоимость”. В первую очередь эти изменения коснулись правил вычета и восстановления НДС при покупке товаров (работ, услуг) за счет субсидий или бюджетных инвестиций (далее – субсидии), а также льгот, от которых можно отказаться.

Рассмотрим подробнее важнейшие изменения.

Вычет и восстановление НДС при получении субсидии без учета налога

С 01.01.2019 налогоплательщик, получивший субсидии, должен определить, учтен ли в полученной сумме “входящий” НДС или нет. Сделать это можно по документам, которыми оформляется выдача денежных средств из бюджета. Если в этих документах сказано, что субсидия без НДС, то налог будет перечислен за счет налогоплательщика. В этом случае организация может:

  • принять “входной” НДС к вычету – при оплате товара (работ, услуг) суммой полученной субсидии (абз 1, абз. 9 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции);
  • не восстанавливать принятый к вычету НДС – если субсидия получена уже после приобретения и компенсирует затраты на приобретение товаров, работ или услуг (абз 1, абз. 10 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Если в документах не указано, что субсидия выдана без учета сумм НДС, то “входной” налог может быть уплачен за счет этой субсидии. В этом случае организация:

  • не может принять к вычету “входной” НДС – при оплате товара, работ или услуг суммой полученной субсидии;
  • должна восстановить принятый к вычету НДС – если субсидия получена в счет компенсации затрат на приобретение товара, работ или услуг.

Заметим, в настоящий момент положения НК РФ требуют восстанавливать НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет субсидии, причем вне зависимости от того, входят в субсидию суммы НДС или нет. К такому выводу пришли и контролирующие органы (см. письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-07-15/20870, которое направлено нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 03.04.2018 № СД-4-3/6286@).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, если субсидия частично покрывает стоимость приобретения

Если организация оплачивает купленный товар (работы, услуги) за счет субсидии (включающей НДС) частично, то она может принять к вычету НДС только в части, уплаченной за счет собственных средств (абз. 2 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции). НДС не принимается к вычету в доле, которая определяется исходя из стоимости приобретения за счет субсидий в общей стоимости данных товаров, работ или услуг.

Заметим, что ранее НК РФ не регулировал порядок принятия НДС к вычету в таком случае.

Изменились и правила восстановления НДС по товарам, расходы на приобретение которых частично компенсирует выданная субсидия.

Восстанавливать НДС следует с доли, определяемой как отношение субсидии, за счет которой был приобретен товар (работы, услуги), к общей стоимости этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то есть восстанавливается НДС в части полученных субсидий.

Отметим, что ранее пропорция для этих целей считалась иначе. Она рассчитывалась между стоимостью товаров, приобретенных за счет субсидии, и общей стоимостью всех купленных товаров без налога. В НК РФ не уточнялось, за какой период рассчитывается пропорция, однако мы полагаем, что при расчете берутся показатели за налоговый период (квартал).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Вычет и восстановление НДС, уплаченного при ввозе импортного товара за счет субсидии

Определены правила вычета и восстановления НДС, если импортный НДС оплачивается за счет субсидий.

НДС, уплаченный за счет такой субсидии, к вычету не принимается (абз. 4 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Налог, уплаченный при ввозе товара за счет собственных средств, после получения организацией субсидии должен быть восстановлен (абз. 5 пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Заметим, что ранее контролирующие органы придерживались похожей позиции. В разъяснениях они указывали, что при оплате НДС за счет субсидий, выделенных из бюджета, налог к вычету не принимается. Соответственно, при получении субсидий на покрытие расходов по уплате НДС соответствующую сумму надо восстановить (см. письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Учет в расходах НДС, уплаченного за счет субсидий

Установлен новый порядок учета сумм НДС, не принятых к вычету в связи с приобретением товаров (работ, услуг) за счет субсидий. Такие суммы организация может учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. При этом суммы НДС, который не был принят к вычету, не учитываются в первоначальной стоимости приобретенных ОС, а также списываются в прочих расходах (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Напомним, что сейчас организация может включить НДС, не принятый к вычету, в расходы только при соблюдении двух условий:

  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий;
  • расходы на приобретение товаров (работ, услуг) учитываются при исчислении налога на прибыль.

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Читайте также:  В какой срок представляется уточненная декларация по НДС

Вычет и восстановление НДС по субсидиям без указания на приобретение конкретных товаров, работ или услуг

Закреплен порядок вычета и восстановления НДС по субсидиям, выделенным налогоплательщику без указания, какой конкретно товар на нее следует приобрести (далее – нецелевая субсидия).

С 01.01.2019 организация, получающая нецелевые субсидии, должна вести раздельный учет расходов, произведенных за их счет или за счет собственных средств. Целью ведения такого раздельного учета является своевременное определение суммы НДС, которую можно заявить к вычету в таком случае.

Если в течение года раздельный учет расходов организация не вела, ей придется восстановить налог в части, приходящейся на субсидию по специальным правилам. Сделать это следует в последнем квартале того года, в котором получены и потрачены субсидии. НДС восстанавливается в доле, которая определяется как пропорция между суммами субсидий и произведенными расходами за весь календарный год. Положительная разница между суммой субсидий и расходами не учитывается при расчете доли, а прибавляется к сумме субсидий для расчета доли в следующем календарном году.

Организации, получающие нецелевые субсидии, могут выбрать один из двух вариантов поведения. Первый – вести в течение года раздельный учет расходов за счет субсидий и за счет собственных средств. Это позволит определить сумму НДС к вычету и заявить ее.

Второй – не вести раздельный учет расходов и рассчитать сумму НДС к восстановлению в конце года. В таком случае налогового правонарушения она не совершает, никаких санкций не будет. Восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов по правилам статьи 264 НК РФ и в состав стоимости товаров (работ, услуг) не включаются (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции).

Закон № 424-ФЗ в изложенной части вступает в силу с 01.01.2019 и распространяется на субсидии, полученные с этой даты (п. 7, п. 8 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

От льготы по услугам гарантийного ремонта организация сможет отказаться

От НДС освобождены услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).

На данный момент эта льгота является обязательной, т.е. отказаться от ее применения налогоплательщик не может.

Однако с 01.01.2019 такая операция из п. 2 ст. 149 НК РФ перейдет в п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. от ее применения организация сможет отказаться.

Напомним, что отказаться от льготы можно, подав заявление в инспекцию в свободной форме до 1 числа того налогового периода, в котором налогоплательщик не хочет применять эту льготу (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Налоговым периодом для НДС является квартал. Если заявление подано вовремя, налогоплательщик может облагать НДС свои услуги, а также принимать налог к вычету со следующего квартала.

Если такое заявление не подано, льгота будет применяться автоматически, соответственно, на вычет НДС организация права иметь не будет.

Полагаем, что впервые отказаться от льготы можно уже в первом квартале 2019 года. Для этого заявление о таком отказе следует подать до 9 января 2019 года (с учетом переноса срока согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

О том, будет ли применяться освобождение, если заявление об отказе подано позже срока, читайте в справочнике “Налог на добавленную стоимость”.

Покупатели макулатуры станут налоговыми агентами по НДС

С 01.01.2019 операции по реализации макулатуры будут облагаться НДС. Связано это с тем, что льгота, дающая организациям право не уплачивать НДС с этих операций, утратит силу с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ).

Закон № 424-ФЗ устанавливает особый порядок уплаты налога по таким операциям. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Теперь покупатели макулатуры будут считаться налоговыми агентами по НДС (за исключением физлиц без статуса ИП). На них возлагается обязанность исчислять НДС и уплачивать его в бюджет с данных операций. Аналогичный порядок уплаты НДС был уже ранее введен для покупателей сырых шкур и металлолома, подробно он рассмотрен в справочнике “Налог на добавленную стоимость”.

Вступают указанные изменения в силу с 01.01.2019 и распространяются на операции по приобретению макулатуры после этой даты.

НДС с субсидий на возмещение затрат

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Многие бизнесмены имеют право на получение различных государственных субсидий. Однако выделенные из бюджета средства нередко облагаются налогами. Рассмотрим, как исчисляется НДС по полученным субсидиям с учетом всех последних изменений законодательства.

Какие бывают субсидии, и кто может на них рассчитывать

Субсидии вообще — это безвозмездная помощь, выделяемая из бюджета. Общие правила их предоставления регулируются статьей 78 БК РФ. Так как речь идет об НДС, то будем рассматривать субсидии, которые выплачиваются бизнесменам–плательщикам этого налога.

Напомним, субсидии могут выделяться из бюджетов всех уровней на основании соответствующих нормативных актов. Право на субсидии из федерального бюджета имеют, например, сельскохозяйственные производители. На региональном и местном уровне власти обычно поддерживают малый и средний бизнес, в первую очередь — в производственной сфере.

Облагаются ли субсидии НДС

Налогообложение субсидий из бюджета зависит от их назначения. Если выплата направлена на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком, то НДС на ее сумму не начисляется.

Также возможна ситуация, когда бизнесмен вынужден продавать товары или оказывать услуги по нерыночным ценам. Здесь налогообложение полученных субсидий зависит от порядка определения цены.

Если применяются цены, контролируемые государством, то компенсация убытков продавца, полученная из бюджета, не облагается НДС. Бизнесмен платит налог только с тех средств, которые он получил непосредственно от покупателя (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Если же «ценовая» субсидия выдана по иным основаниям, то к ней применяется расчетная ставка НДС — 10/110 или 20/120 (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-07-11/28036).

Как восстановить НДС при получении субсидии

Субсидирование бизнеса влияет не только на начисление, рассмотренное выше, но и на вычет НДС. Если приобретаемые товары (услуги) финансируются за счет бюджетных средств, то «входной» налог по ним не подлежит возмещению (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Если же налог уже был принят к вычету, то налогоплательщик должен провести восстановление НДС при получении субсидии (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Не нужно восстанавливать налог только в том случае, если бюджетные средства выделены на финансирование закупок, не включающих в себя НДС, и это прямо указано в документах, регулирующих предоставление субсидии.

Если средства выделены на конкретные товары или услуги (либо на компенсацию «импортного» НДС), то сумму, подлежащую восстановлению, определить достаточно просто. Она будет равняться всему НДС, уплаченному поставщикам или на таможне.

Но нередко государственная помощь покрывает не все затраты бизнесмена. Как поступить в этом случае — рассмотрим в следующем разделе.

Как быть при частичном субсидировании

Если расходы бизнесмена компенсируются из бюджета частично, то здесь возможны различные варианты.

Если выделяется целевая субсидия, но она не покрывает всю стоимость приобретаемых товаров (услуг), то следует использовать пропорцию. Доля восстановленного НДС во всей сумме налога должна соответствовать доле полученных бюджетных средств в общем объеме субсидируемых закупок (абз. 3, 4 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

ООО «Альфа» в течение 1 квартала 2019 года приобрело материалы по субсидируемой деятельности на сумму 1200 тыс. руб., в т. ч. НДС — 200 тыс. руб. Затем организация получила компенсацию из бюджета в сумме 600 тыс. руб. Доля субсидии в затратах на материалы составила 50% (600/1200). Следовательно, и восстановить нужно 50% взятого к вычету НДС, т.е. — 100 тыс. руб.

При нецелевом субсидировании бизнеса также применяется пропорциональное восстановление. Но в этом случае используется доля полученных субсидий в расходах налогоплательщика за предыдущий год (абз. 6, 7 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Важно отметить, что, в отличие от предыдущего варианта, здесь для пропорции следует учитывать не только затраты на закупку материальных ценностей, но и вообще все текущие расходы бизнесмена (включая зарплату, страховые взносы и т.п.).

ООО «Альфа» в 2018 году произвело расходы по субсидируемой деятельности в сумме 2000 тыс. руб., в т. ч.:

  • приобретение товаров, материалов и услуг, облагаемых НДС, — 1180 тыс. руб., в т. ч. НДС — 180 тыс. руб.
  • расходы, не облагаемые НДС, — 820 тыс. руб.

В январе 2019 года ООО «Альфа» получило субсидию в сумме 500 тыс. руб. Доля государственной помощи в общих затратах компании составила 25% (500/2000). Следовательно, нужно восстановить ¼ часть ранее начисленного НДС, т.е. 45 тыс. руб. (180 х 25%).

В обоих рассмотренных случаях налог следует восстановить в квартале, в течение которого было получено бюджетное финансирование. Если государственная помощь была выделена до приобретения товаров, то организация не должна принимать НДС по субсидируемым закупкам к вычету (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Для этого необходим раздельный учет. Если же он не велся, то восстановить НДС нужно в последнем квартале того года, в котором были получены бюджетные средства (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумма определяется, исходя из доли субсидии в общей массе затрат за все налоговые периоды года, в течение которых бизнесмен пользовался субсидией. Пропорция здесь рассчитывается аналогично предыдущему варианту, т.е. с учетом всех расходов.

Таким образом, восстановленный НДС за весь год будет отражен в декларации за последний квартал.

ООО «Альфа» во 2 квартале 2019 года получило субсидию в сумме 375 тыс. руб. Раздельный учет не велся. Общие затраты предприятия за 2-4 кварталы 2019 года составили 1500 тыс. руб., в т. ч.:

  • облагаемые НДС — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб.
  • не облагаемые НДС — 540 тыс. руб.

Субсидия составляет 25% от общих затрат компании (375/1500). Поэтому ООО «Альфа» должно будет в 4 квартале 2019 года восстановить 25% от НДС, взятого к вычету за период пользования бюджетными деньгами: 160 х 25% = 40 тыс. руб.

Рост ставки НДС и налогообложение субсидий

Ставка НДС с 01.01.2019 выросла для всех видов сделок, кроме тех, что облагаются по льготным ставкам 0% и 10%.

Каких-либо специальных правил, по которым субсидии облагаются НДС в переходный период, законодательство не предусматривает. Бизнесменам следует руководствоваться общими рекомендациями налоговиков (письмо ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ставку в общем случае следует применять, руководствуясь датой первоначальной операции, из которой вытекает начисление или вычет НДС.

Например, если налог был принят к вычету в 2018 году по ставке 18%, то и восстанавливать его нужно по этой же ставке, даже если субсидия была получена уже в 2019 году. Порядок расчета в этом случае показан в предыдущем разделе (пример 2).

Проводки по восстановлению НДС при субсидировании не зависят ни от объема финансирования (полное или частичное) ни от применяемой ставки.

Как избежать ошибок при налогообложении субсидий

Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.

А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.

Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами.

Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.

НДС-поправки: бюджетные субсидии и инвестиции

Общие НДС-правила для получателей бюджетных денег

До 2018 г. получатели субсидий, в которых не был выделен НДС, и бюджетных инвестиций имели право на вычет входного налога по товарам и прочим приобретениям за счет таких бюджетных средств. Если сначала были куплены товары, работы и прочее, а потом получены субсидии, в которых не был выделен НДС, или же бюджетные инвестиции, то не требовалось восстанавливать принятый к вычету НДС п. 1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.07.2017 до 01.01.2018) .

С 01.01.2018 ситуация изменилась. Во-первых, в НК прямо прописали запрет на вычет НДС по приобретениям за счет субсидий и бюджетных инвестици й п. 2.1 ст. 170 НК РФ . Во-вторых, по общему правилу если налогоплательщик приобрел товары (работы, услуги и пр.), заявил входной НДС к вычету, а потом получил субсидию или бюджетную инвестицию для компенсации своих затрат, то вычет НДС нужно восстановить. Причем неважно, была сумма НДС покрыта за счет субсидии, бюджетной инвестиции или нет подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Исключение на 2018 г. было сделано лишь для субъектов естественных монополий. До августовских изменений они не должны были в 2018 г. восстанавливать НДС (и имели право на вычет входного налога) по товарам и иным приобретениям, затраты на которые возмещались им за счет бюджетных инвестиций. Причем неважно, выделялся НДС в условиях предоставления таких инвестиций или нет ч. 5.1 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ (ред., действ. до 03.08.2018) .

Техника восстановления субсидированного НДС

Восстановить налог по товарам и иным приобретениям, стоимость которых компенсирована субсидией или бюджетной инвестицией, надо в том квартале, в котором деньги получены из бюджета (зачислены на расчетный счет) подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Требование восстанавливать НДС при получении субсидий из любых бюджетов бюджетной системы РФ появилось в НК только с 01.07.2017.

До этой даты НК обязывал восстанавливать НДС только в случае получения субсидий из федерального бюджета. А при получении субсидий из иных бюджетов (регионального, местного и т. д.) налог восстанавливать не требовалос ь Письмо Минфина от 13.11.2015 № 03-07-15/65542 .

При этом не имеет значения период, к которому относятся сами затраты, возмещенные за счет бюджетных денег. Даже если товары были приобретены в 2017 г., а в 2018 г. на них из бюджета получена субсидия, в условиях предоставления которой не выделен НДС, налогоплательщику все равно нужно восстановить заявленный ранее выче т Письмо Минфина от 05.02.2018 № 03-07-11/6382 .

Читайте также:  Как начислить НДС при продаже основного средства

При частичном возмещении затрат восстановить следует лишь ту часть принятого к вычету НДС, которая соответствует доле затрат, покрываемой за счет бюджетных средств.

В декларации по НДС за квартал, в котором восстанавливается сумма НДС, надо:

• в разделе 9 указать сведения о счетах-фактурах, зарегистрированных в книге продаж в связи с восстановлением НДС пп. 47.4, 47.5 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок) . При этом проставляется код вида операций — 21 «Операции по восстановлению сумм налога, указанные в. пункте 3 статьи 170. » приложение к Приказу ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ ;

• в строку 080 раздела 3 перенести общую сумму восстанавливаемого НДС по всем счетам-фактурам, зарегистрированным в книге продаж при восстановлении налога и отраженным в раздел е 9 п. 38.6 Порядка . В их числе должна фигурировать и сумма НДС-вычетов, восстановленных в связи с получением субсидии.

Августовские изменения для получателей бюджетных средств

Сразу скажем, что изменения касаются лишь некоторых налогоплательщиков.

Если ваша организация (ИП) к ним не относится, то вам и далее при получении бюджетных денег придется восстанавливать НДС в рассмотренном выше порядке.

Категория 1 . Организации — субъекты естественных монополий. Благодаря изменениям субъекты естественных монополий и после 01.01.2019 не должны будут восстанавливать НДС по товарам (работам, услугам, ОС, НМА и имущественным правам), стоимость которых впоследствии компенсирована за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из любого бюджет а ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона № 303-ФЗ .

Государство выделяет сельхозпроизводителям денежные средства для развития отрасли. А свежими поправками в НК им еще и продлен старый порядок восстановления НДС

Категория 2 . Иные определенные Законом № 303-ФЗ получатели субсидий и бюджетных инвестиций. Поправками продлен порядок восстановления НДС, действовавший во второй половине 2017 г., для следующих налогоплательщико в п. 1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.07.2017); пп. 2— 4 ст. 4 Закона № 303-ФЗ :

• для сельскохозяйственных товаропроизводителей — в отношении товаров и прочих приобретений, возмещаемых за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из любых бюджетов;

• для организаций-производителей — в отношении товаров и иных приобретений, возмещаемых за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета:

— на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники;

— на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности;

— на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и проведение испытаний колесных транспортных средств;

• для организаций-концессионеров, реализующих проекты по строительству, реконструкции автодорог за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно на основании концессионных соглашений, заключенных до 2018 г.

Таким образом, в указанных выше случаях налогоплательщики не обязаны восстанавливать входной НДС по затратам, которые впоследствии были компенсирован ы п. 1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.07.2017); Письмо Минфина от 20.04.2017 № 03-07-03/23822 ; ст. 4 Закона № 303-ФЗ :

• или бюджетными субсидиями без указания на то, что в бюджетные суммы включен НДС;

• или бюджетными инвестициями, полученными в рамках концессионных соглашений.

Переходные положения для ряда получателей субсидий и бюджетных инвестиций

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— Для получателей субсидий или бюджетных инвестиций в случаях, перечисленных в Законе № 303-ФЗ ст. 4 Закона № 303-ФЗ , продлено действие п. 1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей с 01.07.2017 по 31.12.2017. Указанные переходные положения вступили в силу с 03.08.2018 п. 1 ст. 5 Закона № 303-ФЗ .

Согласно старой норме подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.07.2017) восстановление НДС производилось только в случае получения субсидии из бюджета с учетом налога. Таким образом, указанные группы налогоплательщиков применяют старую норму подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в отношении бюджетных инвестиций и субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно.

В связи с этим если такая организация получила, к примеру, в феврале 2018 г. субсидию без учета НДС на возмещение затрат и восстановила в том же квартале налог, то начиная с 3 августа 2018 г. она имеет право подать уточненную декларацию за I квартал 2018 г., исключив из строки 080 раздела 3 сумму НДС, заявленную ранее к восстановлению.

Понятно, что потребуется внести изменения и в книгу продаж: надо аннулировать запись о счете-фактуре, зарегистрированном в связи с восстановлением НДС п. 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 . Поскольку запись аннулируется после окончания квартала, в котором был зарегистрирован такой счет-фактура, то надо заполнить дополнительный лист книги продаж и отразить в нем соответствующие суммы со знаком минус. Следовательно, в уточненной декларации появится приложение 1 к разделу 9 с признаком актуальност и «0» пп. 48, 48.2 Порядка .

После внесения в НК поправок осталось такая неясность. Если подходить формально, то получается, что в случае, когда организации сначала получили из бюджета субсидии или инвестиции, а потом приобрели на эти суммы товары (работы, услуги и пр.), они не имеют права на вычет такого НДС п. 2.1 ст. 170 НК РФ . Причем неважно, включали ли полученные бюджетные субсидии или инвестиции сумму НДС или нет.

Весьма вероятно, что мы имеем дело лишь с технической недоработкой законодателя, и в случаях, прямо указанных в ст. 4 Закона № 303-ФЗ, проверяющие не будут возражать против вычета входного НДС. Надеемся, что Минфин выпустит официальные разъяснения по этому вопросу.

Кроме того, в большинстве случаев организации получают деньги из бюджета уже после того, как закуплены товары (работы, услуги и пр.). И для большинства получателей бюджетных субсидий и инвестиций актуален вопрос о восстановлении НДС, а не о его первичном вычете.

Суммы восстановленного НДС по товарам (работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам) можно учесть в составе прочих расходов при расчете базы по налогу на прибыль. Сделать это налогоплательщик имеет право на момент восстановления НДС, то есть в квартале получения бюджетных средст в подп. 6 п. 3 ст. 170, ст. 264 НК РФ .

Как изменится НДС с 2019 года: новые правила для тех, кто получает субсидии и другие поправки

С января 2019 года в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появится несколько поправок (утв. Федеральным законом от 27.11.18 № 424-ФЗ). Новшества затронут компании и предпринимателей, которые получают субсидии или бюджетные инвестиции. Для них изменятся правила вычета «входного» НДС и восстановления налога. Организации и предприниматели, оказывающие услуги гарантийного ремонта, смогут воспользоваться поправкой, которая дает им право отказаться от льготы по НДС. Также есть нововведения для организаций и ИП, покупающих макулатуру, и для физических лиц, арендующих госимущество. Обзор поправок — в нашей сегодняшней статье.

Бюджетные субсидии и инвестиции

Вычет «входного» налога

В пункте 2.1 статьи 170 НК РФ изложены правила для компаний и предпринимателей, которые приобретают товары (в том числе основные средства и НМА), работы, услуги или имущественные права за счет средств, полученных из бюджета. Установлено, что при таких операциях налогоплательщики не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне.

С января 2019 года в этой норме появится дополнение для случая, когда бюджетные деньги израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части. Тогда запрет на предъявление вычета будет распространяться не на весь «входной» НДС, а только на его долю. Она пропорциональна части покупки, оплаченной за счет бюджетных денег. Пропорцию следует составлять с учетом «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Кроме того, в обновленной редакции пункта 2.1 статьи 170 НК РФ отдельно указано: если субсидия предоставлена для уплаты НДС на таможне, импортер не вправе принять налог к вычету.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Есть изменения и по учету «входного» НДС, который оплачен из бюджетных средств и, как следствие, не принят к вычету. Сейчас все зависит от того, ведет ли налогоплательщик раздельный учет сумм «входного» налога, оплаченных за счет бюджетных денег. Если ведет, то налог можно списать на расходы, а если не ведет — списать не получится. С 1 января 2019 года наличие, либо отсутствие раздельного учета перестанет играть какую-либо роль. С указанной даты начнет действовать следующее правило: налог, не принятый к вычету, нельзя включить в стоимость товаров (работ, услуг, имущественный прав), а нужно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Наконец, с января 2019 года будет действовать оговорка на случай, когда в документах на предоставление субсидий или инвестиций отмечено, что бюджетные деньги не идут на оплату «входного» НДС. В такой ситуации компания или ИП сохраняет за собой право на вычет налога в полном объеме.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все перечисленные новшества применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Восстановление налога

В подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ говорится, что ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) были возмещены из бюджета. Сейчас это нужно делать независимо от того, включен ли НДС в сумму субсидий (бюджетных инвестиций). С января 2019 года восстанавливать «входной» налог придется только в одной ситуации. А именно: если из документов на предоставление бюджетных денег следует, что эти средства идут, в том числе, на оплату «входного» НДС. Если же сумма субсидий (бюджетных инвестиций) не покрывает налог, то его можно не восстанавливать.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

При этом в обновленной редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ отдельно оговорено: если субсидии (бюджетные инвестиции) предоставлены для возмещения НДС, уплаченного на таможне, импортер обязан восстановить налог, ранее принятый к вычету.

По-прежнему будет действовать норма, согласно которой при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов. Но расчет пропорции изменится. Сейчас ее составляют без учета «входного» НДС, а с 2019 года необходимо будет учитывать данный налог.

Помимо этого, законодатели предусмотрели нововведение для случая, когда при получении субсидий (бюджетных инвестиций) не понятно, затраты на покупку каких именно товаров, работ, услуг или имущественных прав подлежат возмещению за счет этих средств. При подобных обстоятельствах восстанавливать следует часть вычета, принятого в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных бюджетных средств. Часть налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается исходя из доли возмещенных расходов в общей сумме расходов налогоплательщика с учетом «входного» НДС.

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур со своими контрагентами

Согласно части 8 статьи 9 комментируемого закона, уточненные правила восстановления налога применяются в ситуации, когда бюджетные средства на возмещение расходов получены в 2019 году и позднее.

Раздельный учет

Скорректированы положения, относящиеся к раздельному учету «входного» НДС, оплаченного за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и «входного» НДС, оплаченного за счет других источников. Сейчас обязанность вести раздельный учет возникает у каждого налогоплательщика в момент получения субсидии или инвестиции (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). С января 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. При этом раздельный учет необходимо будет применять не только в отношении «входного» налога, но и в отношении полной суммы расходов.

При этом в пункте 3 статьи 170 НК РФ появится новый подпункт 7. Он предназначен для компаний и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого. Такие налогоплательщики будут обязаны в последнем квартале года восстановить часть налога, принятого к вычету в текущем календарном году. Часть налога, подлежащая восстановлению, определяется пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берутся все расходы налогоплательщика, понесенные начиная с квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом «входного» НДС. Если окажется, что величина субсидий (бюджетных инвестиций) превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу следует перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям (бюджетным инвестициям) будущих периодов.

Суммы восстановленного налога надо отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Включать его в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) нельзя.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все изменения, касающиеся раздельного учета, применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

Новшества по гарантийному ремонту

Следующая поправка касается тех, кто оказывает услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая медицинские. Сейчас такие услуги не облагаются НДС, если клиент не вносит за них плату. Также не облагаются НДС запчасти и детали, которые бесплатно заменяются в рамках гарантийного ремонта и техобслуживания. Это прописано в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В будущем году освобождение от НДС сохранится, но оно будет закреплено в подпункте 37 пункта 3 статьи 149 НК РФ. А на основании пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от НДС. В связи с этим с будущего года компании и ИП, занимающиеся гарантийным ремонтом и техобслуживанием, смогут по своему желанию не применять льготу по НДС. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог как при безвозмездной реализации.

Аренда госимущества физлицом

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ арендаторы федерального, регионального и муниципального имущества являются налоговыми агентами по НДС. Это значит, что при перечислении арендной платы они обязаны удержать налог на добавленную стоимость и заплатить его в бюджет. При этом в указанной норме не говорится, распространяется ли она на арендаторов-физических лиц, которые не имеют статуса ИП.

Читайте также:  Возмещение НДС при экспорте

С января 2019 года появится уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 НК РФ будет четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

Покупка макулатуры

В настоящее время компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет. А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет.

С принятием комментируемых поправок к перечисленным товарам добавится макулатура, определение которой приведено в обновленной редакции пункта 8 статьи 161 НК РФ. Это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Таким образом, организации и ИП, купившие макулатуру в 2019 году и позднее, станут налоговыми агентами по НДС (ч. 6 ст. 9 комментируемого закона).

Порядок учета НДС при получении субсидии от государства

Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация является муниципальным предприятием, учредителем и собственником имущества которого является администрация города.

Администрация города предоставила субсидию за счет средств местного бюджета на компенсацию затрат (убытков) или недополученных (выпадающих) доходов по нереальной к взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Задолженность ранее была признана как нереальная к взысканию и списана либо на основании исполнительного производства, либо в связи со смертью и т.п.

До 2018 года предприятие получало данную субсидию за счет средств местного бюджета и не облагала ее НДС.

При реализации услуг населению предприятие уже исчислило и уплатило в бюджет сумму НДС. Фактически субсидия дается на погашение списанной дебиторской задолженности, которая по решению суда нереальная к взысканию.

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ внес изменения в учет НДС при получении субсидий за счет бюджетных средств.

Должно ли предприятие в 2018 году облагать данную субсидию НДС?

Если да, то какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Рассматриваемые субсидии не связаны с оплатой реализованных услуг, следовательно, не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС. Получаемые бюджетные средства являются субсидией, которая призвана возместить расходы, связанные со списанием дебиторской задолженности населения за оказанные предприятием услуги, которые ранее были включены в налогооблагаемую базу по НДС в полной сумме.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в главу 21 НК РФ, распространили с 1 января 2018 года обязанность восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, на случаи получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Разъяснения Минфина России по вопросу исчисления НДС при получении субсидий после 01.01.2018, сводятся к тому, что в зависимости от цели предоставления субсидии она либо включается в налогооблагаемую базу по НДС (кроме тех, что связаны с применением регулируемых цен), либо требует возмещения ранее принятых к вычету сумм НДС (или непринятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет полученной субсидии).

Однако для рассматриваемой субсидии главой 21 НК РФ не установлено правил налогообложения. Тем не менее, не исключен риск предъявления претензий в виде требования восстановить сумму НДС исходя из сумм, полученных из бюджета. При этом порядка такого восстановления законодательством не предусмотрено.

Судебной практики по вопросу налоговых последствий получения субсидий, аналогичных рассматриваемой, мы не обнаружили. Однако имеющиеся разъяснения косвенно свидетельствуют о вероятности спора с налоговым органом. В связи с чем рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

а) возмещения недополученных доходов;

б) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По вопросам применения НДС при получении субсидий после 1 января 2018 года следует руководствоваться письмом Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@).

В письме указано, что порядок налогообложения субсидий зависит от их квалификации. Так, в случае получения субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ:

– на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) – суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых получателями субсидий. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ вычету не подлежат;

– на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), – суммы НДС, принятые налогоплательщиками к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий, бюджетных инвестиций).

– в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзаце 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в общем порядке.

Таким образом, получение субсидии требует либо восстановить НДС (или не принимать к вычету) по товарам (работам, услугам), оплачиваемым за счет полученных субсидий, либо включить сумму субсидии в налогооблагаемую базу по НДС (за исключением субсидии, получаемой в связи с применением регулируемых цен).

В соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета Северо-Курильского городского округа на компенсацию затрат (убытков) или недополученных (выпадающих) доходов производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением администрации Северо-Курильского городского округа от 09.08.2016 N 370, субсидия предоставляется на возмещение недополученных доходов, образовавшихся в результате возникновения нереальной к взысканию дебиторской задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом в п. 2 ст. 154 НК РФ идет речь о невключении в налоговую базу только тех субсидий, которые связаны с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Рассматриваемая субсидия связана с компенсацией недополученных (выпадающих) доходов по нереальной к взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем п. 2 ст. 154 НК РФ на нее не распространяется.

В то же время рассматриваемая субсидия не признается объектом обложения НДС и на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому, налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются.

По нашему мнению, рассматриваемая субсидия по своей экономической сути направлена на компенсацию расходов предприятия вследствие списания невозможной к взысканию задолженности населения за услуги, т.е. не связана с оплатой товаров (работ, услуг). Субсидируемые затраты составляют сумму задолженности населения, подлежащей списанию в бухгалтерском учете на расходы в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Кроме того, субсидия предоставляется для возмещения расходов по списанию тех услуг, реализация которых уже была обложена НДС в установленном порядке, поскольку п. 1 ст. 146 НК РФ применяется независимо от наличия оплаты и (или) от способа оплаты реализуемых товаров (работ, услуг) (исходя из п. 2 ст. 153 НК РФ).

Включение рассматриваемой субсидии в налогооблагаемую базу означало бы повторное налогообложение одного и того же объекта – услуг, оказываемых предприятием населению.

Риски, связанные с необходимостью восстановления сумм НДС

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в главу 21 НК РФ, распространили обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, на случаи получения из бюджета субъекта Российской РФ субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ.

С 1 января 2018 года в случае получения субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые к вычету по этим товарам (работам, услугам, имущественным правам) в установленном порядке, подлежат восстановлению. При этом восстановление НДС производится независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в случае частичного возмещении затрат восстановлению подлежит сумма НДС, принятая к вычету, в соответствующей доле.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Исходя из последних разъяснений Минфина России относительно применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, можно прийти к выводу, что, по мнению как финансового ведомства, так и налоговых органов, получение субсидий, даже не связанных с возмещением конкретных затрат налогоплательщика, требует восстановления НДС.

Это означает, что, поскольку рассматриваемая субсидия не подпадает под действие п. 2 ст. 154 НК РФ (не является возмещением убытков, вызванных применением регулируемых цен), но и не включается в налогооблагаемую базу по НДС, то формально при ее получении налогоплательщик должен восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету, исходя из сумм полученных субсидий (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06.2018 N 03-07-11/42827, от 18.06.2018 N 03-07-11/41338).

Исходя из вышеуказанного письма Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870, которым должны руководствоваться налоговые органы, в целях учета НДС финансовые органы выделяют два возможных варианта:

– когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета на возмещение понесенных им затрат по приобретению товаров (работ, услуг), то вне зависимости от вида бюджета, из которого получена такая субсидия, она не включается в базу по НДС, и, соответственно, “входной” НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ подлежит восстановлению;

– когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета в счет оплаты за реализованные им товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то вне зависимости от вида бюджета такая субсидия подлежит включению в базу по НДС, но при этом “входной” НДС восстановлению не подлежит.

Однако рассматриваемые субсидии, получаемые предприятием в качестве возмещения недополученных доходов, образовавшихся в результате возникновения нереальной к взысканию дебиторской задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, невозможно однозначно отнести ни к одному из приведенных выше вариантов. С одной стороны, эти субсидии не являются частью оплаты за оказываемые предприятием услуги; с другой стороны, они не предназначены для возмещения конкретных, ранее понесенных предприятием затрат (и не предназначены для финансирования конкретных затрат).

К сожалению, нам не удалось обнаружить судебной практики по рассматриваемому вопросу, появившейся после 1 января 2018 года. Ранее суды выносили разные решения в зависимости от сложившихся обстоятельств.

В то же время порядка восстановления НДС для рассматриваемого случая не предусмотрено. Что является еще одним доводом в пользу того, что восстанавливать суммы НДС при получении рассматриваемой субсидии нет необходимости, в т.ч. в силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах подлежат толкованию в пользу налогоплательщика.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ссылка на основную публикацию