Вправе ли кредитная организация заключить с юридическим лицом, не имеющим лицензии на осуществление банковских операций,

На каком основании банк выдает кредит при отсутствии лицензии?

Добрый вечер. Объясните пожалуйста, если у банков РФ нет в лицензии разрешения на выдачу потреб. кредитов населению, то на каком основании они их выдают.

Разве это не нарушения закона?

Ответы юристов ( 1 )

Лицензии банкам выдаются для осуществления банковских операций.

Все виды банковских операций содержаться в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

7.1) размещение указанных в пункте 7 настоящей части привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

7.2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

7.3) осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;

8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления), филиалов (представительств) иностранных юридических лиц осуществляется при наличии сведений о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации юридических лиц, об аккредитации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц, о постановке на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц и государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Банковские операции и иные сделки с драгоценными металлами осуществляются с аффинированными золотом, серебром, платиной, палладием в слитках и (или) с золотом, серебром, платиной, палладием, учитываемыми на банковских счетах в драгоценных металлах, с монетами из драгоценных металлов.

В связи с этим потребительское кредитование банковской операцией не является, по этому и лицензия на данный вид деятельности не требуется.

Банковская лицензия для коллекторов

Пунктами статьи являются следующие:

Право банка и микрофинансовых организаций на передачу долга по кредитному договору третьим лицам

Взыскание долга по просроченной задолженности регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Правом на взыскание просроченной задолженности обладают банки, микрофинансовые организации и коллекторские организации. Правда, право последних на взыскание просроченных долгов практически никак не регулируется законодательно. Банки и микрофинансовые организации обладают правом на передачу просроченной задолженности третьим лицам. Осуществляется передача долга по кредитному договору или займу (по просроченной задолженности) путем заключения агентского договора или посредством договора цессии.

В первом случае организация, с которой заключен договор, действует в интересах кредитора или займодавца. Во втором случае является самостоятельным взыскателем. По договору цессии имеются два лица – цедент и цессионарий. Отношения цедента и цессионария регулируются главой 24 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует иметь в виду, что, согласно ст. 388 ГК РФ, уступка требования цедентом цессионарию допускается только в том случае, если она не противоречит закону.

При этом, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», у цессионария, которому передается просроченный долг, деятельность по возврату просроченной задолженности должна являться основной. Несоблюдение данного правила может явиться поводом для признания договора цессии недействительным. Договор цессии может быть признан недействительным и по другим основаниям, но это уже тема для отдельной статьи.

Понятие банковской лицензии

Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением случаев, установленных в Федеральном законе «О национальной платежной системе». Существуют различные формы банковских лицензий на осуществление банковской деятельности. Все лицензии размещаются в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Данный реестр выданных кредитным организациям лицензий в обязательном порядке публикуется Банком России в «Вестнике Банка России».

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательной, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления таких операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Более того, Банк России вправе предъявить в отношении такой организации исковое заявление в арбитражный суд о её ликвидации.

Для большей наглядности представим следующую ситуацию:

Некая организация получила на основании договора цессии требовать право взыскания долга на сумму в сто тысяч рублей. Должник согласился с предъявленной суммой и погасил долг. В дальнейшем выяснилось, что у этой организации отсутствует банковская лицензия.

Соответственно, с данной организации следует взыскать не только сто тысяч рублей, но полностью всей суммы по таким операциям, включая указанную. Также с данной организации следует взыскать штраф в двукратном размере всей суммы по таким операциям. И так относительно каждого выявленного при проверке нарушения.

Соответственно, банковская лицензия – это специальный документ, выдаваемый Банком России организации на осуществление ею банковских операций, при отсутствии которой организация обязан возвратить все суммы, полученные по операциям, осуществленным без банковской лицензии и уплатить штраф в двукратном размере этой суммы, относительно каждого факта такой операции. Итогом вполне может быть банкротство организации, например, тех же коллекторов.

Коллекторские организации и основания их деятельности

Коллекторская компания – это организация, специализирующаяся на сборе долгов и дальнейшем их взыскании с должников в пользу банка либо микрофинансовой организации по агентскому договору, либо в свою пользу в случае, если такие долги были выкуплены коллекторами по договору цессии.

Правовые основы деятельности установлены уже в указывавшемся выше законе о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а также в недавно вынесенном Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2019 г. № 67-КГ19-2.

Для осуществления своей деятельности коллекторская организация должна иметь довольно обширный перечень документов, заверенные копии которых обязаны предоставить должнику по его требованию. При этом непосредственно взаимодействовать с должником может только один коллектор из соответствующей коллекторской организации, а не вся организация в целом.

Для того, чтобы взаимодействовать с родственниками, знакомыми должника, его работодателем, коллекторы обязаны соблюсти два условия:

  • должник должен согласиться на такое взаимодействие;
  • третье лицо, к которым относятся вышеуказанные лица, не выразило своего несогласия.

Оба условия должны быть выражены обязательно в письменной форме. Следует отметить, что все перечисленные лица, включая самого должника, не должны быть недееспособными, лицами, находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними, за исключением случаев их эмансипации в судебном порядке.

Дополнительным документами, которыми следует руководствоваться при регламентации деятельности коллекторских организаций являются Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 57 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Закон о защите прав потребителей применим в том плане, что как при потреблении банковских услуг, так и при взаимодействии с коллекторами, физическое лицо, оказавшееся должником по кредитному договору, является потребителем данных услуг, учитывая, что Верховный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении поддерживает такую позицию.

Осуществление коллекторскими организациями деятельности по возврату просроченных долгов

Для осуществления своей деятельности по возврату просроченных долгов коллекторы, в первую очередь, должны руководствоваться Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Как было сказано выше, для коллекторов данная деятельность должна быть основной. Помимо того, коллекторы для осуществления своей деятельности обязаны быть внесены в государственный реестр. С таким реестром можно ознакомиться на сайте ФССП России.

Существуют определенные правила для взаимодействия коллекторов с должниками по взысканию просроченной задолженности. Эти правила перечислены в ст. 4 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

К ним относятся:

  • личные встречи и телефонные переговоры, что иначе именуется «непосредственное взаимодействие»;
  • телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения (иные сообщения коллекторы очень часто путают с угрозами, оскорблениями, издевательствами, матерщиной), передаваемые по сетям электросвязи, в т.ч. подвижной радиотелефонной связи;
  • почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

Перечисленные способы взаимодействия не являются исчерпывающими, но иные действия по взаимодействию могут быть предусмотрены только письменным соглашением, заключенным между коллекторской организацией и должником, подписанного обеими сторонами.

Федеральный закон«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает ограничение на взаимодействие коллекторов с должником.

К таким ограничениям относятся следующие:

  • запрещаются применение к должнику физической силы или угрозы её применения, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
  • запрещаются уничтожение, повреждение имущества, а также угроза уничтожением или повреждением имущества;
  • запрещается применение методов, опасных для жизни или здоровья людей;
  • запрещается психологическое давление на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинства должника и иных лиц;
  • запрещено введение должника в заблуждение, относительно правовой природы, размера, причин неисполнения, сроков исполнения и т.п. неисполненного обязательства;
  • запрещается любое другое неправомерное причинение вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

А все перечисленные нарушения являются самыми излюбленными методами коллекторов при «взаимодействии» с должником. Следует особо отметить пример такого «взаимодействия» коллекторов с должником в г. Искитим Новосибирской области, где коллекторы в извращенной форме группой изнасиловали должника и членов семьи. Именно из – за таких случаев коллекторов считают «преступниками, вымогателями и уголовниками», что часто соответствует истине.

Более – менее соответствует закону деятельность коллекторской организации ООО «Феникс». Но здесь проблемой является тот факт, что данное коллекторское агентство является аффилированным лицом с АО «Тинькофф Банк», который, как известно, является не только заочным банком, но и зарегистрирован в оффшорной зоне Виргинские острова.

Следует также добавить несколько слов, относительно Государственного реестра коллекторских организаций, размещенного на сайте ФССП России и права коллекторов на осуществление деятельности по возврату долгов. Право на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности возникает с момента внесения в такой реестр и утрачивается с момента исключения из него. Надзор за деятельностью коллекторов по осуществлению возврата просроченной задолженности осуществляют судебные приставы.

Наличие банковской лицензии обязательно для коллекторов

С середины мая 2019 года были внесены ряд изменений Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2019 г. № 67-КГ19-2. Изначально ответчиком по делу был взят кредит в банке. После образования долга право требования было уступлено одной из коллекторских организаций. Затем по цепочке передавалась другим коллекторам от одной организации к другой. Последняя коллекторская организация, которой был передан долг, обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании долга. Дело рассматривалось в одном из судов Черепановского района Новосибирской области. Первая инстанция удовлетворила требования коллекторов. Апелляционная инстанция, которой являлся Новосибирский областной суд, с этим согласилась. Но не согласился ответчик, обратившийся в итоге, после обжалования в первой кассационной инстанции, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с доводами должника, являющегося ответчиком по делу, апеллянтом и кассатором, и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Читайте также:  Как передать управляющему — индивидуальному предпринимателю полномочия единоличного исполнительного органа ООО

Доводами, которыми руководствовался Верховный Суд Российской Федерации, следующие:

  • Согласно ст. 382 ГК РФ, уступка права требования по долгу банком может быть передано иному лицу, даже без согласия должника; если иное не предусмотрено законом или договором;
  • Согласно п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 57 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», разъяснено, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) другим лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано между сторонами. Иными словами, в кредитном договоре условие о возможности уступки права требования по кредитному договору в случае образования задолженности по нему, должно быть четко выражено. Если данное условие не является четко выраженным, то подобное, согласно смыслу вышепоименованного Определения от 14.05.2019 г., повод для оспаривания договора цессии.
  • Если в кредитном договоре условие о передаче долга согласовано, исходя из вышеуказанных требований, то подобная передача третьим лицам долга по кредитному договору не исключена.

Руководствуясь вышеизложенным, следует сделать вывод о том, что коллекторы обязаны иметь банковскую лицензию на осуществление своей деятельности. В случае несоблюдения этого требования, деятельность коллекторской организации является незаконной и подлежит принудительной ликвидации как юридическое лицо.

Вторым выводом является то, что, даже если условие о возможности уступки права требования третьим лицам четко выражено в кредитном договоре и согласовано между сторонами такого договора, то коллекторской организации всё равно необходимо иметь в наличии банковскую лицензию.

Подобный вывод основан на следующем:

  • не во всех кредитных договорах данное условие четко выражено, а в иных просто отсутствует;
  • то, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, указала, что при согласовании условия об уступке права требования в кредитном договоре такая передача долга «не исключена» не означает, что долг гарантированно может быть продан коллекторской организации.

Таким образом, банковская лицензия для коллекторских организаций является обязательной. Именно этим правилом и следует руководствоваться до окончания повторного рассмотрения дела, которое имеет перспективы вновь дойти до Верховного Суда Российской Федерации.

А пока суды вновь рассматривают существующий спор, имеет смысл лицам, к которым предъявили соответствующие требования коллекторские организации, либо микрофинансовые организации, руководствуясь перечисленными законодательными актами и судебными постановлениями Верховного Суда Российской Федерации, в судебном порядке оспаривать предъявляемые вышеуказанными организациями требования, в том числе на основании отсутствия у них банковской лицензии на осуществление деятельности по взысканию задолженности, как по кредитным договорам, так и по договорам займов, взятых в микрофинансовых и микрокредитных компаниях.

Тем более, что информация о том, у кого какие кредиты, является банковской тайной. И это не следует забывать ни банкам, ни коллекторским организациям, ни заёмщикам.

Вправе ли кредитная организация заключить с юридическим лицом, не имеющим лицензии на осуществление банковских операций,

Вопрос: Вправе ли кредитная организация заключить с юридическим лицом, не имеющим лицензии на осуществление банковских операций, договор купли-продажи закладной, обеспечивающей кредитный договор, заемщиком по которому выступает гражданин (потребитель)?

Ответ: Кредитная организация вправе заключить с юридическим лицом, не имеющим лицензии на осуществление банковских операций, договор купли-продажи закладной, обеспечивающей кредитный договор, заемщиком по которому выступает гражданин (потребитель).

Обоснование: В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” указано, что Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении. Верховный Суд РФ в Определении от 12.11.2013 N 55-КГ13-8 отметил, что подобное правило гарантирует повышенную защиту интересов граждан как потребителей соответствующих финансовых услуг при заключении ими кредитных договоров.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” (далее – Закон N 102-ФЗ) закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей право ее владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. В силу п. 5 ст. 13 Закона N 102-ФЗ закладная составляется залогодателем, а если он является третьим лицом, также и должником по обеспеченному ипотекой обязательству.
Закладная активно используется банками в качестве способа обеспечения исполнения кредитного обязательства.
Между тем передача прав по закладной и залог закладной осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 48 и 49 Закона N 102-ФЗ. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 48 Закона N 102-ФЗ при передаче прав на закладную совершается сделка в простой письменной форме. Передача прав на закладную другому лицу означает передачу тем самым этому лицу всех удостоверяемых ею прав в совокупности. Владельцу закладной принадлежат все удостоверенные ею права, в том числе права залогодержателя и права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству, независимо от прав первоначального залогодержателя и предшествующих владельцев закладной. Законом N 102-ФЗ, регулирующим передачу прав на закладную, установлены специальные правила оборота закладной как ценной бумаги, не содержащие ограничений в обороте этих ценных бумаг и, соответственно, в оборотоспособности удостоверяемых ими обязательственных и иных прав. Закон N 102-ФЗ не предусматривает положений о необходимости получения согласия должника-залогодателя на переход к другому лицу прав на закладную, а также не содержит каких-либо требований, предъявляемых к новому законному владельцу закладной. Таким образом, передача прав, удостоверенных закладной, на основании сделки купли-продажи закладной, осуществленная без согласия должника-залогодателя, не противоречит положениям п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17.
Данное обоснование разделяет Верховный Суд РФ в п. 3 раздела “Споры, возникающие из договорных правоотношений” Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).

Ю.В.Севастьянова
Волгоградский филиал
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
18.07.2014

Уступка без лицензии (Дубровская И.)

Дата размещения статьи: 29.08.2014

Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке. Возникает вопрос: вправе ли банк уступить права требования по кредитному договору иному лицу, не имеющему соответствующей лицензии, позволяющей производить кредитование лиц. Попробуем разобраться.

Лицензия не нужна!

Ответ на данный вопрос неоднозначен не только в судах общей юрисдикции, но и в арбитражных судах. Так, в судебной практике судов общей юрисдикции наметилось два абсолютно противоположных подхода.
В соответствии с первым из них такая лицензия не требуется. Этого подхода придерживаемся и мы в силу следующего.
Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Согласно требованиям п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” операция по возврату денежных средств, выданных физическому либо юридическому лицу по заключенному с ними кредитному договору, а также уплата процентов по кредитному договору банковской операцией не является, соответственно, данная операция не требует наличия лицензии на ее осуществление.
Нормами параграфа 2 главы 42 ГК РФ запрет банку или иной кредитной организации уступать свои права по кредитному договору третьим лицам не установлен.
Запрет на заключение договора уступки права требования установлен ст. 383 ГК РФ, согласно которой не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Вместе с тем требование возврата задолженности по кредитному договору является денежным, неразрывно не связано с личностью кредитора, вследствие чего уступка права требования по кредитному договору не противоречит ст. 383 ГК РФ (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2013 N 33-5348/2013).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, как указал Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 23.04.2013 N 33-5348/2013, переход прав требования по кредитному договору от одного кредитора к другому прав должника на банковскую тайну, а также на тайну его (должника) персональных данных не нарушает.
Согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется, в случае если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных (Определение Ленинградского областного суда от 07.11.2012 N 33-5000/2012).
Что касается арбитражных судов, то, несмотря на неоднозначность подходов, позиция ВАС РФ была неоднократно выражена как в отношении заемщиков – юридических лиц, так и в отношении заемщиков-потребителей.
Так, в п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 “Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров” ВАС РФ разъяснил, что уступка банком лицу, не обладающему статусом кредитной организации, не исполненного в срок требования по кредитному договору с заемщиком-гражданином не противоречит закону и не требует согласия заемщика.
При этом доводы в подтверждение указанного вывода строятся на следующих позициях, содержащихся в информационном письме:
– требование возврата кредита, выданного физическому лицу по кредитному договору, не относится к числу требований, неразрывно связанных с личностью кредитора;
– в законодательстве РФ отсутствует норма, которая бы устанавливала необходимость получения согласия заемщика-гражданина на уступку кредитной организации требований, вытекающих из кредитного договора;
– при уступке требования по возврату кредита (в том числе и тогда, когда цессионарий не обладает статусом кредитной организации) условия кредитного договора, заключенного с гражданином, не изменяются, его положение при этом не ухудшается (ст. ст. 384 и 386 ГК РФ), гарантии, предоставленные гражданину-заемщику законодательством о защите прав потребителей, сохраняются;
– уступка требований, вытекающих из кредитного договора, не нарушает нормативных положений о банковской тайне (ст. 26 Закона N 395-1), так как в соответствии с ч. 7 данной статьи цессионарий, его должностные лица и работники обязаны хранить ставшую им известной информацию, составляющую банковскую тайну, и эти лица несут установленную законом ответственность за ее разглашение (в том числе и в виде обязанности возместить заемщику причиненный разглашением банковской тайны ущерб).
Аналогичная позиция высказана и в отношении заемщика – юридического лица в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 “Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации”, в соответствии с которым уступка банком прав кредитора по кредитному договору юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией, не противоречит законодательству.
В информационном письме разъяснено, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих банку уступить права по кредитному договору организации, не являющейся кредитной и не имеющей лицензии на занятие банковской деятельностью. Уступка требований по кредитному договору не относится к числу банковских операций, указанных в ст. 5 Закона N 395-1. Из названной нормы следует обязательность наличия лицензии только для осуществления деятельности по выдаче кредитов за счет привлеченных средств. По смыслу данного Закона с выдачей кредита лицензируемая деятельность банка считается реализованной. Ни Закон, ни ст. 819 ГК РФ не содержат предписания о возможности реализации прав кредитора по кредитному договору только кредитной организацией.
При этом заключение соглашения об уступке прав из кредитного договора нарушает права вкладчиков, если за уступленное требование банк получает встречное имущественное предоставление от цессионария.

Читайте также:  Образец договора гражданско правового характера с директором

Без лицензии нельзя!

Между тем имеет место и второй подход, в соответствии с которым суды придерживаются прямо противоположного подхода, основываясь на следующем.
Суды ссылаются на то, что нормой, предусмотренной п. 1 ст. 819 ГК РФ, установлен специальный субъект, имеющий право заключать кредитный договор, – банк либо иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию на осуществление банковской деятельности.
Вследствие этого уступка права требования по кредитному договору лицу, не являющемуся банком либо кредитной организацией, противоречит специальному банковскому законодательству, требующему лицензировать банковские операции, и, более того, нарушает как баланс интересов участников кредитного обязательства, так и права вкладчиков кредитных учреждений.
При этом суды ссылаются на п. 51 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”, где ВС РФ указал, что, разрешая дела по спорам об уступке требований, вытекающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), суд должен иметь в виду, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.
Рассматриваемый подход можно встретить, например, в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 22.11.2012 N 33-16490/2012.
Избежать подобной коллизии можно, по-видимому, запросив у должника согласие на уступку или хотя бы уведомив его.
Так, в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 17.12.2012 N 33-17217/2012 суд указал: “Изложенное свидетельствует о том, что при заключении кредитного договора между его сторонами было достигнуто соглашение о возможности передачи прав требования по кредитному договору новому кредитору. При этом каких-либо ограничений относительно возможности передачи прав требования только лицу, имеющему лицензию на осуществление банковской деятельности, либо необходимости получения согласия должника для перехода к другому лицу прав кредитора сторонами договора предусмотрено не было.
Из материалов дела следует, что ответчица была уведомлена о состоявшейся уступке (л.д. 59), каких-либо возражений относительно состоявшейся уступки ею до обращения истца с иском в суд не заявлялось, права нового кредитора не оспаривались, исковые требования предъявлены в пределах сумм задолженности, существовавших к моменту уступки”.
Таким образом, в рассматриваемом случае представляется целесообразным при непосредственном заключении кредитного договора указывать в нем условие, позволяющее банку производить уступку прав требования по кредитному договору.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям.

1. Несоответствие кандидата, предлагаемого на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера или его заместителя квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

Порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации указанных лиц установлен Положением Банка России от 25 октября 2013 г. № 408-П [1] . Под несоответствием кандидата квалификационным требованиям понимается отсутствие у кандидата:

  • — высшего юридического или экономического образования;
  • — опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при наличии у кандидата иного высшего образования — не менее двух лет).

Для кандидата на должность единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, — отсутствие у него высшего образования.

Под несоответствием кандидата требованиям к деловой репутации понимаются:

  • — наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
  • — признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, кандидата виновным в банкротстве юридического лица;
  • — неисполнение кандидатом, являвшимся руководителем, членом совета директоров (наблюдательного совета) или учредителем (участником) кредитной организации, обязанностей, возложенных на него федеральным законом при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
  • — наличие у кандидата права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона о банках, или которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
  • — привлечение кандидата в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей или ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее пяти лет;
  • — предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании ст. 74 Закона о Банке России;
  • — совершение кандидатом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • — дисквалификация кандидата, срок которой не истек на день, предшествовавший дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации;
  • — наличие неоднократных фактов расторжения с кандидатом трудового договора по инициативе работодателя на основаниях, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ;
  • — занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
  • — занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
  • — предоставление кандидатом для государственной регистрации кредитной организации, а также в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, недостоверных сведений, касающихся установленных квалификационных требований и требований к деловой репутации;
  • — применение в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации, мер в соответствии со ст. 74 Закона О Банке России за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в компетенцию кандидата.
  • 2. Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года.

Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации или на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации установлены Положением Банка России от 18 февраля 2014 г. № 415-П [2] .

  • 3. Несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.
  • 4. Несоответствие кандидата на должность члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям к деловой репутации, установленным в отношении кандидата на должность руководителя кредитной организации п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.
  • 5. Неудовлетворительная деловая репутация учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации. Под неудовлетворительной деловой репутацией учредителя (участника) кредитной организации понимаются:
    • — наличие у учредителя (участника) кредитной организации неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
    • — признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, учредителя (участника) кредитной организации виновным в банкротстве юридического лица;
    • — предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой учредитель (участник) занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании ст. 74 Закона о Банке России;
    • — совершение физическим лицом — учредителем (участником) кредитной организации более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • — иные основания, установленные ст. 16 Закона о банках.
  • 6. Несоответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица—учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации, требованиям к деловой репутации, установленным п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано и может быть обжаловано в арбитражный суд. Физические лица, указанные в настоящей статье, вправе в судебном порядке обжаловать признание Банком России их деловой репутации не соответствующей установленным настоящей статьей требованиям.

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

. В соответствии с частью первой статьи 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России.

Данная обязанность направлена на обеспечение наличия у Банка России актуальной информации, касающейся кредитных организаций.

Соответствующие требования установлены Указанием Банка России от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», в соответствии с пунктом 119 приложения 2 к которому «Список участников (акционеров) кредитной организации (в электронном виде)» включен в перечень отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России на нерегулярной основе.

При этом основанием для представления данной отчетности являются требования Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция № 135-И).

Согласно пунктам 18.2, 18.3 Инструкции № 135-И кредитная организация в форме общества с ограниченной ответственностью при наличии изменений в составе ее участников и (или) размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня наступления таких изменений, а кредитная организация в форме акционерного общества при наличии в течение календарного квартала изменений в составе акционеров и (или) изменений в размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня окончания квартала.

В связи с этим у кредитной организации не возникает прямой обязанности по направлению в Банк России данного списка в следующих случаях:

  • при изменении наименования участника (акционера);
  • при изменении сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) кредитной организации.

Форма списка участников содержит реквизиты, по которым возможно однозначно идентифицировать участника (акционера) кредитной организации (например, коды ОКПО, ОГРН).

Вместе с тем, принимая во внимание, что Банк России должен располагать актуальной информацией о составе участников (акционеров) кредитной организации, представляется необходимым в случаях изменения наименования участника (акционера) и сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) направлять в Банк России список участников в электронном виде в сроки, установленные пунктами 18.2, 18.3 Инструкции № 135-И.

Согласно части 2 статьи 11.4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) и абзаца второго подпункта 15.3.5 пункта 15.3 Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» одним из документов, которые должны быть представлены в Банк России для государственной регистрации изменений в устав банка с универсальной лицензией в связи с получением статуса банка с базовой лицензией, является бизнес-план или изменения, внесенные в бизнес-план банка.

Читайте также:  Заявление о вступлении в дело о банкротстве юридического лица

Порядок составления бизнес-плана (изменений в бизнес-план) кредитной организации установлен Указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций», которое должно применяться с учетом требований вышеуказанной статьи Закона о банках. При этом основанием для предоставления бизнес-плана (изменений в бизнес-план) является данное требование Закона о банках и Инструкции Банка России 02.04.2010 № 135-И.

В соответствии с пунктом 1.1 Указания Банка России от 05.07.2002 № 1176-У в бизнес-плане, утверждаемом общим собранием акционеров (участников) кредитной организации, должна содержатся предполагаемая программа действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности, на ближайшие два календарных года. При планировании деятельности кредитной организации в бизнес-плане необходимо учесть положения, содержащие признаки, квалифицирующие кредитную организацию в качестве банка с базовой лицензией. Это касается, в частности, определения правоспособности банка на осуществление банковских операций и сделок (с учетом особенностей их осуществления, установленных, в частности, статьей 5.1. Закона о банках).

Кроме того, в бизнес-плане могут найти отражение положения части 5 статьи 11.1-2 Закона о банках, согласно которой в банках с базовой лицензией может не назначаться руководитель службы внутреннего контроля (в этом случае его функции выполняет руководитель службы управления рисками).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кредитные организации, являющиеся банками на день вступления в силу данного федерального закона (на 01.06.2017), признаются с указанной даты банками с универсальной лицензией.

Согласно части третьей статьи 11.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) банк с универсальной лицензией, имевший на 1 января 2018 года собственные средства (капитал) в размере менее 1 миллиарда рублей, но не менее 300 миллионов рублей, для продолжения своей деятельности не позднее 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке должен получить статус банка с базовой лицензией или изменить свой статус на статус небанковской кредитной организации, или получить статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций.

Для получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией требуется внесение изменений в его устав и замена выданной ему лицензии на осуществление банковских операций (статья 11.4 Закона о банках), которая производится исходя из перечня банковских операций, право на совершение которых имел банк до государственной регистрации изменений в устав.

Порядок государственной регистрации изменений в устав банка, в т.ч. необходимый комплект документов, определен подпунктом 15.3.5 пункта 15.3 и пунктом 16.1 Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлен перечень банковских операций. Одной из таких операций является размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и (или) юридических лиц от своего имени и за свой счет.

В соответствии с частью первой статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях (включая проценты за пользование кредитом), предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё. Согласно части второй этой статьи, статье 807 и части 2 статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» заемщиком по кредитному договору может быть, в том числе, физическое лицо.

Статьями 3 и 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» установлено, что потребительские кредиты (займы) предоставляются физическим лицам, в частности, кредитными организациями.

Таким образом, заключение кредитной организацией, у которой в лицензии на осуществление банковских операций указана операция по размещению привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и (или) юридических лиц от своего имени и за свой счет, кредитных договоров с физическими лицами соответствует правоспособности кредитной организации, определяемой законодательством Российской Федерации и выданной Банком России лицензией.

Все существенные условия кредитного договора определяются по соглашению сторон с учетом принципа свободы договора – статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

1.1 При создании кредитных организаций путем учреждения:

  • Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»;
  • Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз»;
  • Положением Банка России от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»;
  • Положением Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
  • Указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций».

1.2. При создании кредитных организаций путем реорганизации в форме преобразования:

  • Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз»;
  • Указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций».

1.3. При реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения:

  • Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • Положением Банка России от 29.08.2012 № 386-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»;
  • Инструкцией Банка России от 25.12.2017 № 185-И «О получении согласия (одобрения) Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации и направлении в Банк России уведомлений о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило право прямо или косвенно распоряжаться менее 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации»;
  • Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз»;
  • Положением Банка России от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»;
  • Положением Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;

1.4. При создании кредитных организаций путем реорганизации в форме разделения и выделения:

  • Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • Положением Банка России от 29.08.2012 № 386-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»;
  • Инструкцией Банка России от 25.12.2017 № 185-И «О получении согласия (одобрения) Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации и направлении в Банк России уведомлений о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило право прямо или косвенно распоряжаться менее 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации»;
  • Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз»;
  • Положением Банка России от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»;
  • Положением Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
  • Указанием Банка России от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций».

Ссылка на основную публикацию