Вправе ли налоговый орган провести осмотр помещения, если имеются сомнения в достоверности адреса организации, который

Когда налоговые органы вправе провести осмотр территорий и помещений организации

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна. Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы. Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра – установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:
(или) не находится по месту своей регистрации;
(или) не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы приняли к вычету НДС.
В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и снять вам и расходы, и вычеты НДС.
Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Когда по НК могут провести осмотр

Осмотр упоминается во многих нормах Налогового кодекса (Подпункты 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 НК РФ), а процедура его проведения четко изложена в ст. 92 НК РФ. При этом в Кодексе приводятся такие процедуры контроля, как осмотр документов, предметов и помещений (территорий). Причем прямо сказано, что осмотр предметов инспектор может провести вне рамок выездной проверки (Пункт 2 ст. 92 НК РФ).
Вместе с тем территории и помещения нельзя отнести к предметам. Поэтому доступ на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъявив (Пункт 1 ст. 91 НК РФ):
– решение о проведении выездной налоговой проверки;
– служебные удостоверения.
Должности и Ф.И.О. явившихся к вам инспекторов должны совпадать с теми, которые указаны в решении (Пункт 2 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещения, принадлежащие именно проверяемому налогоплательщику (Пункт 1 ст. 92 НК РФ). А провести, к примеру, в рамках проверки вашей организации осмотр помещений ваших поставщиков налоговики не вправе. И если осмотры проведены с нарушениями, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (Пункт 4 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64, ст. 68 АПК РФ).
В то же время в НК РФ не урегулирован вопрос о том, можно ли осматривать помещения и территории контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проходит выездная проверка, с согласия этого контрагента. Это порождает споры о законности полученных при таком осмотре доказательств.

Рассказываем руководителю
Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов, если:
(или) они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
(или) их должности и Ф.И.О. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.
За это организации ничего не грозит.

Как проводят осмотры на практике

К сожалению, положения НК инспекторам зачастую не указ. Они осматривают помещения и территории:
– в рамках камеральных проверок;
– принадлежащие не только организациям, в отношении которых проводят налоговую проверку, но и их контрагентам.
Ссылаясь на п. 3.1 ст. 7 Закона о налоговых органах (Закон от 21.03.1991 N 943-1), они считают себя вправе в любое время осматривать любые помещения и территории, используемые организациями и гражданами для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При этом они абсолютно игнорируют тот факт, что та же норма Закона указывает, что осмотры должны проводиться в порядке, установленном НК РФ. То есть с учетом всех тех ограничений, о которых мы уже говорили.
Вместе с тем эту позицию налоговиков иногда разделяют и суды ( Постановления ФАС ЗСО от 18.11.2008 N Ф04-6982/2008(15881-А75-27); ФАС СКО от 05.05.2008 N Ф08-2390/2008; ФАС ЦО от 05.06.2006 по делу N А54-8117/2005-С18).
Хотя некоторым налогоплательщикам удавалось убедить судей в том, что подобные осмотры незаконны и протоколы, составленные в ходе таких осмотров, не могут использоваться в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении (остановления ФАС УО от 02.11.2010 N Ф09-9110/10-С3, от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-С3; ФАС ЦО от 11.07.2008 по делу N А64-6856/07-19). Правда, стабильно занимают сторону налогоплательщиков в таких спорах только ФАС Северо-Западного и ФАС Уральского округов.

В спор о правомерности проведения осмотра в рамках камеральной проверки вмешался и ВАС РФ. Уже подготовлен проект постановления Пленума, в котором ВАС РФ разъясняет, что осмотр помещений и территорий не является самостоятельной формой налогового контроля и не может проводиться вне рамок выездной проверки. А вот вопрос о законности осмотров территорий и помещений контрагентов проверяемых налогоплательщиков пока останется спорным.

Вправе ли налоговый орган провести осмотр помещения, если имеются сомнения в достоверности адреса организации, который

Вопрос: Каковы возможные последствия для организации, если в ЕГРЮЛ обнаружены недостоверные данные?

Ответ: Обнаружение в ЕГРЮЛ недостоверных данных может повлечь привлечение должностных лиц организации к административной или уголовной ответственности, ликвидацию организации либо исключение ее из ЕГРЮЛ, отказ в государственной регистрации, а также потерю деловой репутации организации и проблемы взаимодействия с контрагентами, налоговыми органами, банкам и т.д.

Обоснование: Проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ)).
В случае если по результатам проведения проверки установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе организации, о ее участниках, а также сведений о Ф.И.О. и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортных данных или данных иных документов, удостоверяющих личность, и ИНН, регистрирующий орган направляет уведомление о необходимости представления достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления необходимо сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить необходимые документы. В противном случае регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11, пп. “з.1” п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ).
Такая запись в реестрах может повлечь ряд негативных последствий.

Привлечение должностных лиц к административной или уголовной ответственности
За представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации единого государственного реестра, предусматривается уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).

Ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ, отказ в государственной регистрации
Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации может повлечь для нее и ее должностных лиц следующие негативные последствия:
– предъявление регистрирующим органом иска о ликвидации организации как действующей с грубым нарушением закона. В частности, при недостоверности адреса это возможно при наличии двух условий: у регистратора есть информация о невозможности связаться с организацией по адресу в ЕГРЮЛ; достоверные сведения об адресе по запросу регистратора не представлены (пп. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”);
– исключение организации из ЕГРЮЛ регистрирующим органом без обращения в арбитражный суд при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ);
– ограничение участников ООО с долей не менее чем 50%, а также руководителя организации, действующего без доверенности от ее имени, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений (кроме лиц, подавших о себе форму N Р34001), в праве стать учредителями (участниками) или руководителем другого юридического лица в течение трех лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, так как законом предусмотрено соответствующее основание для отказа в государственной регистрации (абз. 4, 5 пп. “ф” п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Последствия взаимодействия с контрагентами, налоговыми органами, банкам и т.д.
Наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может также негативно сказаться на деловой репутации организации и повлечь:
– признание организации рискованным партнером с точки зрения проявления должной осмотрительности при выборе контрагента для других налогоплательщиков, банков, участников электронных аукционов в сфере госзакупок (Письма ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, от 12.05.2017 N АС-4-2/8872, Минэкономразвития России от 15.08.2016 N Д28и-2049, от 20.03.2017 N Д28и-1214). При проведении камеральных и выездных проверок у добросовестных контрагентов такой организации (в совокупности с иными обстоятельствами) могут возникнуть споры в отношении вычетов НДС и расходов при исчислении налога на прибыль (ст. 54.1 НК РФ);
– при недостоверности адреса организации – закрытие расчетного счета в банке из-за невозможности обновить данные о клиенте в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388, Письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 (п. 4));
– при недостоверности данных о руководителе организации – невозможность подтверждения руководителем организации своих полномочий. Это повлечет, в свою очередь, невозможность оформления банковской карточки при открытии расчетного счета в банке, заверения документов у нотариуса, а также сложности в регистрации каких-либо изменений в налоговом органе, пока данная ошибка не будет исправлена;
– необходимость возмещения убытков, причиненных другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о ней в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ). Для возникновения обязанности возместить убытки необходимо наличие вины организации, которая предполагается, если юридическое лицо не докажет обратное (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Чтобы избежать таких серьезных последствий, рекомендуем организации периодически самостоятельно проверять сведения о себе, указанные в ЕГРЮЛ, с помощью сервиса на сайте ФНС России.

Читайте также:  Внесение вклада в уставный капитал ООО имуществом

См. также:
. Организация временно переезжает в арендованный офис. Нужно ли вносить изменения в устав и ЕГРЮЛ?
Вправе ли налоговый орган провести осмотр помещения, если имеются сомнения в достоверности адреса организации, который указан в ЕГРЮЛ?
Есть ли правовые основания для ликвидации юридического лица, если его юридический адрес не совпадает с фактическим?
Какие негативные налоговые последствия могут возникнуть, если контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации?
. Какую ответственность будет нести руководитель за указание при госрегистрации неверного адреса юрлица: как за предоставление недостоверных сведений или как за предоставление заведомо ложных сведений? Существует ли срок давности за подобное правонарушение?

Подготовлено на основе материала
Е.В. Орловой,
начальника отдела аудита
ООО “ПАРТИ”
24.09.2018

Вправе ли налоговый орган провести осмотр помещения, если имеются сомнения в достоверности адреса организации, который

Вопрос: У налогового органа имеются сомнения в достоверности адреса организации, который указан в ЕГРЮЛ. Вправе ли налоговый орган провести осмотр помещения по сомнительному адресу, чтобы убедиться, присутствует ли организация по этому адресу?

Ответ: При возникновении обоснованных сомнений в достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе налоговые органы вправе проводить осмотры объектов недвижимости.

Обоснование: Сведения об адресе юридического лица содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. “в” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. В частности, такая проверка может проводиться посредством проведения осмотра объектов недвижимости (пп. “г” п. 4.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2016 N Ф05-18085/2016 по делу N А41-17775/2016).
Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение ИФНС России заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (п. 4 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее – Основания)).
Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного налоговым органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется налоговыми органами в том числе посредством осмотра объектов недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра (п. п. 9, 11, 14 Оснований).
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, будет установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица, налоговые органы направят организации и учредителям уведомление о необходимости представления достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (Письмо Минфина России от 28.11.2017 N 03-12-13/78712).

Подготовлено на основе материала
Д.И. Шофмана
ООО “ФондИнфо”
20.08.2018

Вправе ли налоговые органы проводить осмотр помещений и территории контрагентов налогоплательщика и третьих лиц

Автор: Кислов С.С., эксперт журнала

Комментарий к Постановлению АС ВСО от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018.

В Письме ФНС России от 16.10.2015 № СД-4-3/18072 была высказана следующая точка зрения: для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со ст. 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 НК РФ в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки. Проще говоря, по мнению ФНС, налоговые инспекторы вправе проводить осмотр помещений (территорий) не только проверяемого налогоплательщика, но и его контрагентов.

Эта позиция была поддержана некоторыми судами, которые делали вывод, что протокол осмотра помещений контрагентов в рамках встречных проверок является допустимым доказательством. Проведение таких осмотров не противоречит НК РФ, так как ст. 92 НК РФ не содержит запрета на осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика в целях подтверждения данных, отраженных в представленных этим налогоплательщиком документах.

Однако Решением ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296 указанный абзац письма ФНС был признан недействующим, а Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 27.08.2019 № АПЛ19-333 названное решение было оставлено без изменения.

Важно, что ФНС признала приоритет позиции ВС РФ, о чем свидетельствует Письмо ФНС России от 14.10.2019 № СА-4-7/21065[1]. В пункте 11 этого письма сказано следующее:

Не допускается проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.

Разъяснение ФНС признано Верховным Судом не соответствующим действительному смыслу п. 1 ст. 92 НК РФ, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика (должностное лицо налогового органа, проводящее выездную либо камеральную проверку на основе налоговой декларации в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов).

Подпунктом 6 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Исходя из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 92 и пп. 6 п. 1 ст. 31, а также п. 1 ст. 82 НК РФ Верховный Суд сделал вывод, что при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения.

Кроме того, ФНС отметила, что в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). При возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, п. 2 обозначенной статьи предусмотрено право инспекции истребовать эти документы у участников данной сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке. Таким образом, названные положения определяют такое самостоятельное мероприятие налогового контроля, как истребование документов (информации). Это право не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений, указанные в ст. 92 НК РФ.

Читайте также:  Получение согласия (одобрения) на совершение крупной сделки ООО

Подведем итог. Налоговые органы вправе проводить осмотр помещений и территории проверяемого (в рамках камеральной или выездной проверки) налогоплательщика. Осмотр помещений и территории его контрагентов, а также третьих лиц возможен только в том случае, если эти площади используются проверяемой организацией для ведения своей деятельности. В противном случае у инспекторов нет прав на осмотр территорий или помещений партнеров проверяемой организации и третьих лиц.

В случае если проверяющие придерживаются иного мнения, организация (ИП) могут обжаловать незаконные действия налогового органа. Отстоять свои права вполне реально, что подтверждает, в частности, Постановление АС ВСО от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018. В этом деле ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС о признании незаконным постановления о проведении осмотра территорий и помещений. Приняв во внимание позицию ВС РФ, судьи удовлетворили заявленное требование. Одновременно с инспекции в пользу общества были взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 руб.

И буквально под занавес 2019 года запрет на проведение налоговыми органами осмотра помещений контрагента проверяемого налогоплательщика подтвердил Минфин (см. Письмо от 06.12.2019 № 03-02-07/1/95045). Это позволяет надеяться, что споров по данной проблеме будет меньше и коммерсантам не придется обращаться в суды.

[1] «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения».

Когда и как налоговики проводят осмотры

В каких случаях налоговики могут проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика? Какие последствия для налогоплательщиков влечет отказ в доступе, воспрепятствование осмотру помещений?

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);

Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).

  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;

С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.

  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. № 03-02-08/55972).

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри возможно только при его желании.

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

Как налоговики проводят осмотр?

  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

А вправе ли налоговики осматривать программы на компьютере?

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.

В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е. соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых), могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 г. №А19-21556/2016).

Последствия отказа в доступе

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

Осмотр помещений контрагента

Количество просмотров 12964

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Сегодня рассмотрим вопрос: Имеют ли право налоговые органы проводить осмотр помещений контрагента проверяемого налогоплательщика?

Предыстория вопроса

Одной налоговой Инспекцией проводиться выездная налоговая проверка. Проводящие проверку инспектора хотели направить поручение о проведение осмотра контрагента в налоговую Инспекцию по месту учета контрагента. Однако начальница Инспекции сказала им самим провести осмотр помещений контрагента. В связи с этим участник «Форума налоговиков – Фискалы.Ру» в теме «Осмотр помещений контрагента не состоящего на учете в Инспекции» задается вопросом о правомерности проведения осмотра помещений организации состоящей на учете в другой налоговой Инспекции.

Читайте также:  Приостановление государственной регистрации юридического лица

Читаем Кодекс

Для начала давайте посмотрим, что нам предписали законодатели в Налоговом кодексе – ст. 92 НК РФ.

п. 1 ст. 92 НК РФ : должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Т.е. п. 1 ст. 92 НК РФ дает право налоговым органам проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов только налогоплательщика, у которого проводиться выездная проверка. Также стоит отметить, что данный пункт позволяет провести осмотр только инспекторам включенным в состав проверяющей группы.

п. 2 ст. 92 НК РФ : осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается , если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Как видно из приведенной нормы п. 2 ст. 92 НК РФ проведение осмотра вне рамок выездной проверки допускается только в отношении документов и предметов, и только с согласия владельца.

п. 3 ст. 92 НК РФ — осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

п. 4 ст. 92 НК РФ — в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

п. 5 ст. 92 НК РФ — о производстве осмотра составляется протокол.

Таким образом, положения ст. 92 НК РФ не наделяют налоговые органы правом проводить осмотр территорий и помещений организаций вне рамок выездных налоговых проверок. В том числе нельзя проводить осмотр контрагента проверяемого налогоплательщика, как налоговому органу проводящему выездную проверку, так и налоговому органу по месту учета контрагента.

Позиция судов по вопросу правомерности проведения осмотра помещений и территорий контрагента проверяемого налогоплательщика

Судебная практика весьма разнообразна. Суды то принимают протоколы осмотров помещений контрагентов, то не принимают. Отдельно стоит учесть позицию Пленума ВАС РФ высказанную в проекте Постановления «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», который так до сегодняшнего дня так и не перерос статус «проекта»… Так в п. 23 данного проекта указано:

Пунктом 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.

Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Суть большого количества судов по данному вопросу можно выразить следующим образом. В случае, если налоговым органам собрана сильная доказательная база по контрагенту-однодневке, то суды принимают и протокол осмотра. Если нет то, отменяя решение налогового органа, заодно и протокол осмотра судом не принимается. При этом отрицательные решения для налоговых органов в основном звучат в случаях осмотров вне рамок выездных проверок, а не осмотров контрагентов, хотя, на мой взгляд, это одно и тоже с точки зрения Кодекса.

Осмотр территорий и помещений контрагента неправомерен

Правомерно не принят довод налогового органа о том, что в ходе повторной выездной налоговой проверки был проведен осмотр юридического адреса ООО «Сфера», в результате которого выявлено, что ООО «Сфера» по данному адресу не находится и никогда не находилось, поскольку ответчиком осмотр помещения (территории) производился в 2010 году, при этом гражданско-правовые отношения между заявителем и его контрагентом по поставке продукции имели место в 2007 году и в соответствии со статьей 92 НК РФ осмотр помещений может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и только в отношении того лица, которое проверяют.

Следовательно, протокол осмотра помещения контрагента не может являться доказательством получения необоснованной налоговой выгоды заявителем.

Осмотр территорий и помещений контрагента правомерен

Примером противоположной указанной выше позиции ФАС ПО может служить Постановление ФАС ВСО от 23.09.2010 г. № А33-166/2010, в котором указано следующее:

Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы праве: проводить проверки в порядке, установленном Кодексом; в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

В пункте 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Пунктами 3, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам также предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом, в том числе путем обследования с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственных, складских, торговых и иных помещения организаций и граждан.

Суды пришли к правильному выводу о том, что из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.

Кроме того, из статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации не следует запрет на осмотр помещений и территорий контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, с целью подтверждения правильности информации, отраженной в представленных им первичных документах.

Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что налоговая инспекция в пределах установленной законом компетенции провела осмотр помещений в качестве мероприятий налогового контроля.

Доводы кассационной жалобы в данной части основаны на неправильном применении указанных выше норм материального права и не влияют на правильность вывода судов о соответствии оспариваемых действий налоговой инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что иное их толкование противоречило бы осуществлению налоговыми органами действенного и своевременного контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исполнения обязанности по уплате налогов и сборов недобросовестными налогоплательщиками, сообщающими при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица, заявления о внесении изменений в учредительных документы юридического лица недостоверные сведения об юридическом адресе налогоплательщика и другой информации.

При этом апелляционный суд правильно указал, что сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем основания для признания незаконными действий налоговой инспекции по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.

Довод общества о том, что использование полученной с нарушением законодательства информации также является незаконным в силу статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает имущественные права налогоплательщика, несостоятелен.

Как налоговики должны доказывать, что контрагент по адресу не располагается?

У читающих данную статью налоговиков, наверное, возникает вопрос: какие мероприятиями нужно провести, что бы собирать доказательную базу о том, что контрагент не находится по месту нахождения и не каких вопросов к данным мероприятиям не у налогоплательщика, не у суда не возникало?

Я рекомендует провести следующие мероприятия:

  • установить собственников помещений по месту нахождения контрагента-однодневки;
  • получить у собственников помещений копии свидетельств о регистрации права собственности на помещения, копии договоров аренды (субаренды – при наличии) с контрагентом – путем истребования документов по ст. 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • провести допросы собственников (представителей собственников) помещений на предмет наличия договора аренды (субаренды) с контрагентом-однодневкой.

Если контрагент-однодневка зарегистрирован по несуществующему адресу, то данный факт следует зафиксировать путем направления запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, обладающие сведениями о регистрации адресов объектов недвижимости, а также в территориальные отделения Почты России.

Стоит ли контрагенту позволять налоговикам проводить осмотр помещений и территорий?

Как и описывалось выше, у налоговых органов нет полномочий проводить осмотр территорий и помещений контрагента. Поэтому, отказ контрагента в доступе налоговиков на территорию (в помещение) не влечет для него не каких последствий.

Ссылка на основную публикацию